Презентация - Служебные части речи


Нажмите для просмотра
Служебные части речи
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Преподаватель: Назарова Анастасия Андреевна
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Цель: в игровой форме подвести итог по теме «Служебные части речи»

Слайд 2

Шарады
Это род загадки, в которой слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом (например, “семь-я”) и затем дается описание смысла каждого из этих слов. Каждая команда должна разгадать шараду. Разгадав шараду, вы должны дать определение угаданному слову.

Слайд 3

Общие вопросы. 1. Служебные части речи — это слова, не имеющие лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. 2. К служебным словам относятся только предлоги и союзы. 3.Сочинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц: главной и придаточной частей сложного предложения . 4.Слова «пусть», «бы»- частицы. 5.Все предлоги и союзы в русском языке — непроизводные слова. 6.По синтаксической функции союзы бывают сочинительными и подчинительными. 7.Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно. 8.В предложении «Он шел, (не)смотря по сторонам» одна служебная часть речи.

Слайд 4

ПРОВЕРЬ! 1. Служебные части речи — это слова, не имеющие лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. (+) 2. К служебным словам относятся только предлоги и союзы (-) 3.Сочинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц: главной и придаточной частей сложного предложения (-) 4.Слова «пусть», «бы»- частицы (+) 5.Все предлоги и союзы в русском языке — непроизводные слова. (-) 6.По синтаксической функции союзы бывают сочинительными и подчинительными(+) 7.Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно. (-) 8.В предложении «Он шел, (не)смотря по сторонам» одна служебная часть речи. (-)
1 2 3 4 5 6 7 8
+ - - + - + - -

Слайд 5

Найдите и подпишите все служебные части речи в стихотворении
Листать   словари   и   глазами  Вливаться   в   них  –  радость   моя . Страницы подняв парусами, Порой дохожу    до «Я»… К томам этим чаще и чаще Спешу, как в надежности вех, Чтоб не заплутаться мне в чаще Вопросов, что ставит наш век. (отрывок из поэмы Степана Щипачева «У книжных полок»).

Слайд 6

Выясните, как правописание слова зависит от его морфологической принадлежности
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Рене Декарт. Коротко да ясно, (от)того и прекрасно. С кем поведёшься, (от)того и наберёшься. (За)чем пойдёшь, то и найдешь. Разумный знает, что(за)чем следует. Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. Мала блоха, за(то) кусает больно. Приятная шутка в разговоре (то)же, что и соль в пище. Иметь холодную голову так(же)необходимо, как и горячее сердце.

Слайд 7

Проверь!
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. С кем поведёшься, от того и наберёшься. За чем пойдёшь, то и найдешь. Разумный знает, что за чем следует. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Мала блоха, зато кусает больно. Приятная шутка в разговоре то же, что и соль в пище. Иметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце.

Слайд 8

НЕ или НИ?
..говоря   ..    слова   н..чего ..      сделано ..к кому ..   подходил                кто ..    знает Петю?  н..когда ..    унывай    …    мог  …    сказать …   звука …услышал  .. с кем … встретился         н..сколько  …   упало …  пуха   …    пера н..кто   …    прерывал …   торопясь   н..куда                   

Слайд 9

Проверь!
не говоря ни слова ничего не сделано ни к кому не подходил                 Кто не знает Петю? никогда не унывай не мог не сказать ни звука не  услышал ни с кем не встретился                 нисколько не упало ни пуха ни пера никто не  прерывал не торопясь никуда                    

Слайд 10


1.Мы неоднократно выступали по строительству школы. 2. Мне из-за тебя от людей совестно. 3.Каждое движение его души говорит за то, что он честный человек. 4.Дабы не идти в школу, чего только мы в детстве не делали! 5.По окончанию совещания делегаты разъехались. 6.Благодаря наводнению погибло большое количество людей. 7.По завершении работы был сделан перерыв.
Найди и исправь ошибки, связанные с употреблением предлога.

Слайд 11

1.Мы неоднократно выступали за строительство школы. 2. Мне из-за тебя перед людьми совестно. 3.Каждое движение его души говорит о том , что он честный человек. 4.Дабы не идти в школу, чего только мы в детстве не делали! 5.По окончании совещания делегаты разъехались. 6.Из-за наводнения погибло большое количество людей. 7.По завершении работы был сделан перерыв.
ПРОВЕРЬ!

Слайд 12

Расставьте знаки препинания в предложениях, вспомните функции союзов в предложениях 1.Бежали капельки по ветке и, слегка зависая на самом кончике, стали скатываться вниз. 2.Но вдруг стало холодно и выросла, заблестела на солнце сосулька. 3.Ни мороз, внезапно нагрянувший, ни ветер, гудевший в ветках березы, ей не страшны. 4.Когда выглянуло солнце, согрелась сосулька и капельками заструилась на землю.  

Слайд 13

ПОДВЕДЕНЕИ ИТОГОВ

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК.