Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Что же мне так больно и так трудно?».
Философская лирика Лермонтова.
Автор работы: Чеченова Латифа Мухтаровна., учитель МКОУ «СОШ с.п.Герпегеж»
Слайд 2
Огромен и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью. Поэзия была для Лермонтова его жизнью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки по содержанию, таковы его стихи о природе. Через изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира.
Слайд 3
Пейзаж в его стихах не бытовая зарисовка, он проникнут глубоким философским смыслом. Лермонтовский пейзаж – это “пейзаж души”.
Лермонтов видит в природе, помимо красоты, мудрость, доброту, согласие. Она воистину живая. И вместе с тем она мудрая, независимая, вечная. Она идеал гармонии. В природе человек черпает силы, а служители искусства – вдохновение. Природа связана с человеком, с его внутренними переживаниями. Природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. В слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворенным.
Слайд 4
“Когда волнуется желтеющая нива” (1837).
- О чем стихотворение? Какова тема?
О единстве мира, природы и человека. С души спадает тяжесть, уходят тревоги, сомнения, когда человек видит красоту и гармонию окружающего мира и чувствует свое одиночество. Природа дает герою возможность успокоиться и отдохнуть, отходят от души заботы и тревоги, уносятся тяжелые мысли.
Слайд 5
- Какие образы в стихотворении являются центральными?
Образ природы и образ лирического героя.
природа
Волнуется желтеющая нива
Свежий лес шумит
Малиновая слива прячется
Качает головой серебристый ландыш
Студеный ключ играет и лепечет мне сагу.
Я
Смиряется души тревога
Расходятся морщины
Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху (обозревает поле и лес), затем все ближе стремится к земле и останавливается на частностях (малиновая слива, серебристый ландыш, студеный ключ).
Слайд 6
- Встреча поэта с природой пробуждает в нем чувства, которые он передает с помощью цветовой гаммы. Составьте цветовую гамму стихотворения.
- Какие образные средства использует автор, рисуя природную картину?
Слайд 7
- Можно ли в реальной жизни увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым в стихотворении?
- Зачем так сделал Лермонтов? Как же объяснить своеобразие лермонтовского пейзажа?
- Каков жанр стихотворения?
Слайд 8
Элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении взяты самые яркие, характерные приметы различных времен года: для весны – это “ландыш серебристый”, “свежий лес”, для лета – “желтеющая нива”; для начала осени – “малиновые сливы”. Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких свежих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет “студеный ключ”. Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром (“утро в час златой”), и “румяным вечером”, и жаркий полдень, когда даже слива прячется “под тенью сладостной зеленого листка”.
Слайд 9
- Определите стихотворный размер.
6-стопный ямб с пиррихиями, но последняя строка состоит всего из четырех стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключен главный смысл стихотворения.
- Что собой представляет стихотворение с точки зрения синтаксиса?
Все стихотворение – это одно предложение, СПП с придаточным условия
1 2 3 4
(Когда), (когда), (когда), [ ].
Все 16 строк – это одно сложное предложение, точнее один период.
- Почему М.Ю. Лермонтов так строит стихотворение?
Лермонтов утверждает гармонию и на земле и на небесах.
Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” разделено на нумерованные строфы, но синтаксически они не изолированы, а составляют 16-строчное разветвленное сложноподчиненное предложение. Тем не менее, у каждого четверостишья своя образность, собственный смысл и роль в художественном целом.
Слайд 10
- Чем объединены три строфы? О чем говорится в них?
В стихотворении говорится о разном времени года.
“желтеющая нива”, “малиновые сливы” – осень, “ландыш серебристый” – весна, “зеленый лист” – лето
То есть, ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени года, но художественное сообщение о нем подготавливается постепенно.
- Найдите главную часть. О чем в ней говорится?
Это последнее четверостишье, оно – центр стихотворения. В нем говорится о состоянии человека. Здесь заключена главная мысль: общение с природой, погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле
Слайд 11
- При каком условии возможно такое состояние человека?
Когда человек видит красоту и гармонию в природе во всем
- Почему в последней строфе говорится о Боге?
Восхищаясь творением, нельзя не восхищаться творцом
Слайд 12
“Выхожу один я на дорогу”
- Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
- Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Почему почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
- Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во 2-й строфе?
- Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?
Слайд 13
- Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
- Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
- Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
Слайд 14
Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями, а полная «свободы и покоя». В истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни, изучение которых ведет к более глубокому пониманию смысла, помогает восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций текста.