Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Поэзия
русского символизма
Мистическая заря восходила. Её видели. Она была реальностью духовного сознания. Художники на грани нового столетия пережили мистический опыт, неожиданный и непостижимый. Из этого опыта выросло символическое искусство – ТРАГИЧЕСКАЯ ПОПЫТКА ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ ПО СУЩЕСТВУ НЕВЫРАЗИМОЕ.
Слайд 2
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900)
Русский религиозный философ, мистик, поэт, публицист, литературный критик.
Оказал влияние на творчество русских поэтов-символистов.
Слайд 3
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?
Владимир Соловьев, 1895
Слайд 4
Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867-1942)
Поэт, переводчик, эссеист.
Один из «вождей» старшего поколения символистов.
Слайд 5
...вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, — более чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.
Константин Бальмонт
Слайд 6
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
Константин Бальмонт, 1895
Слайд 7
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Переплеск многопенный,
разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зелёного мая –
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.
Константин Бальмонт, 1901
Слайд 8
Чёлн томленья
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растёт.
Чёлн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Константин Бальмонт, 1894
Слайд 9
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Один из основоположников русского символизма.
Слайд 10
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блёстки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Валерий Брюсов, 1895
Слайд 11
ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.
Валерий Брюсов, 1896
Слайд 12
Фёдор Сологуб (1863-1927)
Настоящее имя – Фёдор Кузьмич Тетерников.
Поэт, прозаик, драматург, публицист. Один из виднейших представителей русского символизма.
Слайд 13
Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Фёдор Сологуб, 1896
Слайд 14
В тени косматой ели, Над шумною рекой Качает чёрт качели Мохнатою рукой. Качает и смеётся, Вперёд, назад, Вперёд, назад, Доска скрипит и гнётся, О сук тяжелый трётся Натянутый канат.
Снуёт с протяжным скрипом Шатучая доска, И чёрт хохочет с хрипом, Хватаясь за бока. Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперёд, назад, Вперёд, назад, Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От чёрта томный взгляд.
В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: - Попался на качели, Качайся, чёрт с тобой!-
Я знаю, чёрт не бросит Стремительной доски, Пока меня не скосит Грозящий взмах руки,
Пока не перетрётся, Крутяся, конопля, Пока не подвернётся Ко мне моя земля, Взлечу я выше ели, И лбом о землю – трах! Качай же, чёрт, качели, Все выше, выше...
ах!
Фёдор Сологуб, 1907
ЧЁРТОВЫ КАЧЕЛИ
Слайд 15
Трагическая попытка
выразить словами
по существу невыразимое…