Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Слайд 2
Словосочетание «серебряный век» - определение русской культуры конца XIX – начала XX века. По аналогии с понятием «золотой век», которое характеризовало «пушкинский период» русской литературы.
Слайд 3
«Серебряный век» - не только временной отрезок истории русской литературы (1892 – 1917), но и особое отношение писателей к времени и своей роли; век пышного расцвета русской культуры.
Слайд 4
Мировоззрение и культура жизни рубежа веков
Предчувствия и тревоги.
Чувство исчерпанности.
Ассоциация эпохи со словами кризис, упадок, разрушение.
Тяжёлое положение в стране: голод 1892, поражение в Русско – японской войне (1904 -1905), революция (1905 – 1907), Первая мировая война (1914 – 1918).
Состояние катастрофы.
Слайд 6
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По ещё не открытым Памирам…
Бесславно всё сгинет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
10.08.1905
Слайд 7
Научно – технический прогресс
Беспроволочная связь.
Рентгеновские лучи.
Радиация.
Радио.
Автомобиль.
Самолёт.
Фотография.
Автоматическое оружие.
Теория Ч. Дарвина.
Таблица Менделеева.
Танк.
Слайд 8
Автомобиль К.Бенца. 1886 г.
Телеграф, телефон
Пулемёт «Максим». 1895
Первая кинокамера братьев Люмьер
Слайд 9
Архангельск. Британский танк Mark V
Самолёт братьев Райт
Изобретения в области науки и техники раскрыли перед Человечеством новые горизонты. Однако человек как никогда осознал, что слишком мало знает об этом мире. Страшно было и то, что появилась возможность убивать больше и больше людей.
Слайд 10
Учёные - мыслители о боге и человеке.
Немецкий философ Ф.Ницше: «Бог умер».
Н.А.Бердяев: «Сети цивилизации (провода, железные дороги) отделили человека от бога.
А.Ю.Розанов: «Человек остался один на один с огромным миром».
А.М.Горький: «Мы должны воспитать «сверхчеловека, который не будет идти на поводу у жалости, сострадания – эти качества обременяют человека!»
Слайд 11
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
Задача права — не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад.
Христианское государство — охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.
И.Крамской. Философ В.С.Соловьёв
Слайд 13
Литературные направления
Традиционное - реализм
Новое - модернизм
РАСКОЛ
Человеческие характеры раскрываются в социальных обстоятельствах, проводится тщательный анализ внутреннего мира человека. Много экспрессии, эмоций – «силы крика», который должен дойти до людей.
Модернизм (от фр. современный). Представители модернизма отказываются от обыденной реальности и пытаются постичь сущность человеческого бытия через другие источники восприятия мира: чувства, образы, звуки и т.д. Литературу модернизма также называют литературой декаданса от слова «упадок».
Слайд 14
РЕАЛИСТЫ
МОДЕРНИСТЫ
Слайд 15
СИМВОЛИЗМ
Основан в 1892
Основоположники – Д.Мережковский, В.Брюсов
Программное положение – «Искусство - постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Брюсов); возможность увидеть за внешним «мистически прозревающую сущность» (Вячеслав Иванов).
Литературный журнал – «Весы».
Ведущие статьи: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (Д.С.Мережковский), «Ключи тайн» (В.Я.Брюсов).
Символ (с греч. – условный знак) – поэтический образ, который несёт недосказанность, утаённость смысла. Понять символ, значит, понять божественную сущность.
На втором месте после символа музыка, музыка звука, слова.
Ведущие символисты: Д.Мережковский, А.Блок, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус
Слайд 16
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
К.Бальмонт
Слайд 17
АКМЕИЗМ
Основан в 1912
Основоположники – Н.Гумилёв
Программное положение – «Наследие символизма и акмеизма» (Н.Гумилёв. 1913).
Литературный журнал – «Аполлон».
Акмеизм (с греч. – цветущая сила, высшая степень расцвета) – течение русской поэзии 1912 – 1917. Отказ от мистической туманности в пользу конкретно – чувственного восприятия мира, зрительной конкретности; воспевание мужественности и борьбы.
Ведущие символисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам
Слайд 18
Ты письмо моё, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоём пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королева
И уже не монашенка я.
А.Ахматова
Слайд 19
ФУТУРИЗМ
Основан в 1910
Основоположники – Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников
Программное положение – «Пощёчина общественному вкусу» (1912).
Ведущие сборники: «Садок судей» (1910), «Дохлая луна» (1913)
Футуризм ( с англ. – будущее). Основную группу составили радикальные студенты «люди улиц», которые призывали отказаться от культурных традиций, избавиться от груза устаревших писателей, стремились создать поэзию будущего.
Основные лозунги: «Только мы – лицо нашего времени». «Прошлое тесно». «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с корабля современности».
Ведущие футуристы: Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак, И.Северянин.
Слайд 20
Групповое фото футуристов: нижний ряд слева: Р.Ивнев, О.Мандельштам, Гнедов, Олимпов, Кульбин, Лившиц, Пяст; стоят: Альтман, Безваль, Бурлюк, ГРипич, Иванов. 10.12.1913
Слайд 21
Заклятье смехом.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
В.Хлебников
Чурлю – Журль.
Звенит и смеётся,
Солнится и льётся
Дикий лесной журчеёк.
В.Каменский
Д.Д.Бурлюк. Портрет поэта-футуриста В.А.Каменского. 1917
Придумал слово «самолёт».
Слайд 22
М. Матюшин, А. Кручёных, П. Филонов, И. Школьник, К. Малевич
Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
К неофутуристам критика причисляет метаметафористов Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу и др. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Розанова, Попова и др.
Слайд 23
Революция 1917 года подвела черту под деятельностью всех поэтов «серебряного века», поломав многие и многие судьбы.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против теченья,-
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.
А.Ахматова. Поэма без героя.