Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Непроизносимые согласные в корне слова
Русский язык, 3 класс
Материал подготовлен учителем
Гимназии №15 им. Н.Н. Белоусова
Т.Н. Жилиной
Слайд 2
Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.
Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму?
О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?
Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка
Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна
?
Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные?
Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.
Слайд 3
Определяем основной вопрос урока
Прочитайте слова. Как они называются?
Что обозначает каждое слово?
Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили?
Какой вопрос возникает?
Сравните свою формулировку вопроса с авторской.
весть – [в,э ́с,т,]
вестник – [в,э ́с,н,ик]
известный – [изв,э ́сный,]
Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?
Слайд 4
Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?
Ездить, езда, поезда, наездник.
Грусть, грустит, грустно, грустный.
Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится.
Какие звуки не произносятся в словах второго столбика?
Как можно назвать эти согласные?
Почему звуки [т] и [д] не произносятся?
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д.
ездить наездник
езда грустно
поезда грустный
грусть
грустит
Сделайте вывод:
Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?
Слайд 5
Решаем проблему, открываем новые знания
В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [стн], [здн] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [т] и [д], но могут быть и другие звуки
Слайд 6
Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного?
Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом?
Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными?
Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.
капуста,
капустный (лист) капустница
звезда, звезды, звездочка
звездный
звездолет
Сформулируйте правило:
как правильно записать непроизносимый согласный звук?
Слайд 7
Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.
Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма.
Местный – место
Честный – (нет) чести
Вестник – вести
Сравниваем свой вывод с авторским
Слайд 8
Применяем новые знания. Развиваем умения
По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?
Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?
Как обозначить орфограмму.
Слайд 9
Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?
Спишите, обозначь орфограмму.
Тростинка – трос_ник
Солнышко – со_нце
Власти – влас_ный
Прелести – прелес_ный
Применяем новые знания. Развиваем умения
Слайд 10
Орфограмма буква парного согласного в корне слова
Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова
С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?
Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?
Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм?
Итог урока
Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова