Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Александр Исаевич Солженицын (1918г.-2008г. )
Слайд 2
Стал знаменитым... с санкции Хрущева
Слайд 3
Произведения.
«Один день Ивана Денисовича».
«Матренин двор».
«Архипелаг ГУЛАГ».
Публицистика:
«Жить не по лжи!»- призыв к моральному сопротивлению в условиях тоталитаризма.
«Как нам обустроить Россию», «Русский вопрос к концу ХХ века»- образцы преданного и честного служения правде, Богу и России.
Слайд 4
«Солженицын-это эпоха»
Слайд 5
«Крохотки» (прозаические миниатюры, этюды-раздумья)
1958-1963гг
Дыхание
Озеро Седен
Утенок
Прах поэта
Отраженье в воде
Гроза в горах
Город на Неве
Шарик
Способ двигаться
На Родине Есенина
Колхозный рюкзак
Костер и муравей
Мы-то не умрем
Путешествия вдоль Оки
МОЛИТВА
1996-1999гг
Лиственница
Молния
Колокол Углича
Колокольня
Старение
Позор
Лихое зелье
Утро
Завеса
В сумерки
Петушье пение
Ночные мысли
Поминовение усопших
МОЛИТВА О РОССИИ
Слайд 6
Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог... (из письма в “Новый мир”)
Слайд 7
«Костер и муравьи».
1.Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо заселе(н,нн)о муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. Я зацепил бревнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спаслись – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и- какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! И были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там...
Слайд 8
Задания.
Определите тему текста.
Основная мысль текста.
Объясните правописание НЕ со словами.
В 1 пр. найдите краткое страдательное причастие. Объясните правописание (Н,НН).
Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением.
Слайд 9
«Лихое зелье»
Сколько же труда кладет земледелец: сохранить зерна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдет.
Отчего ж добрых растений всегда меньше?
Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давнее, что и в наисегодняшнем сегодня, - понуро склоняешь голову: да, знать таков закон всемирный. И нам из него не выбиться- никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожекторами.
До конца человечества.
И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
Слайд 10
Задания.
Определите стиль текста.
Раскройте смысл пословицы
3 предложения.
Из 6 пр. выпишите все местоимения, укажите разряд.
Слайд 12
Затопленный город Город Калязин (Тверская область) называют «Русской Атлантидой». Этот город был почти полностью затоплен во времена ударной коммунистической стройки в 30-е годы.
Для создания Углической ГЭС понадобилось водохранилище. И его сделали – поставили плотину и небольшой городок ушел под воду вместе со всеми своими домами, огородами, улицами, монастырем и даже кладбищем.
Как немой укор – чудом уцелевшая колокольня, вырастающая прямо из воды.
Ее не тронули, так как планировалось использовать эту высокую точку для тренировки парашютистов.
Александр Солженицын назвал эти места непотопленной Россией: «Калязинская колокольня символ того, что не дадут до конца утопить Россию».
Слайд 13
«Колокольня»
1)Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
(2)Она стояла при соборе,в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков.
(3) И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (4)И сегодня даже воображению твоему уже не поднять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. (5)Но осталось от утопленного города - высокостройная колокольня. (6)Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего, а колокольню почему-то не успели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную.
(7)И – вот, стоит она из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху, стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем – в небо! (8)Да ещё на шпиле – каким чудом? – крест уцелел.
(9)Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев . (10)На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, пытаются выполаскивать бельё. (11)Полузамёрзший , переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. (12)Но и в этой запусти у покинутых тут, у обманутых людей нет другого выбора, как жить; и жить – здесь.
(13)И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! (14)Как наша надежда.(15)Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить
Слайд 14
Задания.
Определите тему текста.
Определите стиль текста.
Выпишите непонятные для Вас слова, попробуйте объяснить их лексическое значение.
Среди предложений 5-9 укажите такое, в котором есть прилагательное в форме простой превосходной степени.
Из предложения 2 выпишите относительные имена прилагательные.
Слайд 15
6. Из предложений 2-3 выпишите словосочетания со связью согласование.
7. Из предложений 4-6 выпишите словосочетания со связью управление.
8. Из предложений 1-7 выпишите словосочетания со связью примыкание.
Слайд 16
9. Среди предложений 2-4 найдите предложение, осложненное причастным оборотом.
10. Среди предложений 10-15 найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом.
11. Среди предложений 1-5 найдите сложные предложения и дайте им характеристику.
12.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в предложениях 7,8,9,11,13-15
Слайд 17
Ответы к 3 вопросу.
Окоем – пространство, которое можно окинуть взглядом, оком, горизонт.
Провидец - кто провидит что-либо, пророк, прорицатель, предвещатель.
Хлябь - неизмеримая глубина моря или неба; бездна, потоки бурлящей воды.
Затопленцы - погружать что-либо в воду, утоплять, заставить потонуть; заливать водою.
5. Запусти – покинутое в небрежении; брошенное без ухода на произвол судьбы.
6. Дюжина – двенадцать ( при счете одинаковых или однообразных предметов).
Слайд 18
Ответ к 4 вопросу
Предложение 7.
Добротнейшей кладки.
Слайд 19
Ответ к 5 вопросу.
Предложение 2.
Торгового города
Гостиного двора
Двухэтажных купеческих особняков
Слайд 20
Согласование (6 вопрос)
Изобильного торгового города
Гостиного двора
Двухэтажных купеческих особняков
Древний этот город
Город переживший
Разорения жестокие
На своем восьмом веку
Невежественной волей
Властителей самодурных
Вторая плотина
Слайд 21
Управление (7 вопрос)
Воображению не поднять
Не поднять из хляби
Не поднять Китеж
Осталось от города
Собор взорвали
Растащили на кирпичи
Не успели свалить колокольню
Слайд 22
Примыкание (8 вопрос)
Хочет увидеть
Не упустите посмотреть
Почему-то не успели
Сужаясь кверху
Нисколько не покосясь
Слайд 23
9. Ответ.
Город, переживший разорения жестокие и от татар и от поляков.
Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей под воду.
Слайд 24
10. Ответ.
На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, пытаются выполаскивать белье.
Слайд 25
11. Ответ.
БСП
ССП
Сложное предложение с разными видами связи
Слайд 26
12. Ответ.
8- риторический вопрос
9-метафора (израненным, грустным улочкам)
11- метафора (полузамерзший, переломленный, недобитый город)
7,13-восклицательные предложения
14-15- экспрессивный повтор
Слайд 27
Пишем сочинение –рассуждение по типу задания «С» ЕГЭ
Вспомним обязательные элементы структуры сочинения
Формулировка проблем исходного текста.(К1)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.(К2)
Отражение позиции автора исходного текста.(К3)
Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация.(К4)