Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сложноподчинённое
предложение
Слайд 2
Цели урока:
1. Научиться классифицировать сложноподчиненные предложения.
2. Закрепить пунктуационные знания.
3. Уметь употреблять сложноподчиненные предложения.
Слайд 3
Схема ССП:
[ ] – главная часть
( ) – придаточное предложение
Слайд 4
Средства подчинения
союзы
не падает логическое ударение, служебные слова
Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др.
Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина.
союзные слова
падает логическое ударение, местоимения и наречия
Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.
В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».
Слайд 5
Типы придаточных:
Определительные
Изъяснительные
Обстоятельственные
Слайд 6
Придаточные определительные Вопрос: какой?
[ … СУЩ.], (… ).
Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Слайд 7
Придаточные изъяснительные Вопросы косвенных падежей
[ … ГЛ.], (… ).
Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.
Слайд 8
Придаточные обстоятельственные
Цели
Зачем?
Причины
Почему?
Места
Где? Куда?
Образа действия
Как? Каким образом?
Образа степени
Как? В какой степени?
Времени
Когда?
Уступки
Несмотря на что?
Следствия
В результате чего?
Сравнения
Как?
Слайд 9
Придаточные обстоятельственные
Ученик всё делал так, как требовал мастер. – образа действия
Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. – степени
Я увидел впереди трёх девочек, когда выбрался из зарослей. - времени
Слайд 10
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причины
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – цели
Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. - места
Слайд 11
Придаточные обстоятельственные
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступки
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. – следствия
Лес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. - сравнения
Слайд 12
ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
ОДНОРОДНОЕ
Слайд 13
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
( ), [ ], ( ).
Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.
Слайд 14
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
[ ], ( ), ( ).
Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.
Слайд 15
ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
[ ], ( ), ( ).
Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.
Слайд 16
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.
Я спросила у кукушки сколько лет я проживу.
Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш.
К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине...
Тот кого учителем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил.
И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_ркета.
Слайд 17
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Усадьба Юшкова была обнесе(н, нн)а высокою каме(н,нн)ою стеной. В углублени_ ст_ял красивый каме(н, нн)ый флигель который отделён от остального двора реш_тч_тым забором краше(н,нн)ым зелёною краской. Водя(н, нн)ая мельн_ца была расп_л_жена на открытом месте.
Я сам имел мельн_цу п_тал к ней даже (не)которую слаб_сть и (сей)час увид_л что Юшков прекрасно понимает м_льничное дело. В этом (не)трудно убеди(ться, тся). Если мельнца работат без шума всё дело в порядке. Чтобы доби(тся, ться) такого п_рядка нужно самому выстр_ить мельницу. Всё здесь з_висит (от)таких мелочей которые (не)спец_алисту пок_жу(тся, ться) сущим пуст_ком.