Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Культура СССР 1945-1964 гг.
11 класс
Слайд 2
Особенности
45-53 гг
Жёсткий идеологический пресс
Догматические представления о роли культуры
Давление руководства на деятелей культуры
53-64 гг.
Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции.
Хрущёв стремился привлечь на свою сторону интеллигенцию
Слайд 3
Требование воспевать «пафос восстановления», подчёркивать только позитивные явления общественного развития
Даже преданные Сталину деятели культуры не могли чувствовать себя спокойно
Противоречивость: стремление поставить культуру на службу идеологии сочеталось с оживлением культурной жизни – «оттепелью».
Были реабилитированы многие деятели культуры
Слайд 4
Литература
Критика Фадеева, Исаковского, Платонова
Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» - проработка Ахматовой и Зощенко.
Разнообразие позиций авторов: журнал «Новый мир» - Твардовский- критика «сталинщины», «Октябрь» - Кочетов – неодобрение антисталинских процессов, «Юность» - Катаев, Полевой – «исповедальная литература молодых авторов.
Слайд 5
Итогом "борьбы за чистоту литературы" стало закрытие ряда журналов, запрещение литературных произведений, "проработка", а порой и репрессирование их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.
Гонения на Пастернака. «Доктор Живаго»
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
За красу земли моей.
Повесть Солженицина «Один день Ивана Денисовича»
Был сформирован Союз писателей РСФСР
Слайд 6
Музыка
Нападки на формалистов в музыке: критика произведений к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, "Поэмы" Ф.И. Хачатуряна и оперы "Великая дружба" В.И. Мурадели.
Проходили выступления лучших зарубежных музыкальных коллективов.
В Москве состоялся первый международный конкурс музыкантов и исполнителей им. П. И. Чайковского. Одним из его лауреатов стал пианист из США Ван Клиберн.
Слайд 7
Кино
Критика "безыдейности" ряда кинофильмов: "Большая жизнь» Л.Лукова, "Адмирал Нахимов" В.И. Пудовкина; "Иван Грозный" С.М. Эйзенштейна
Критике были подвергнуты также выдающиеся кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.
«Высота»
Режиссер: Александр Зархи
Композитор: Родион Щедрин
Страна: СССР
Производство: МОСФИЛ
Премьера: 29 апреля 1957
Актеры: Николай Рыбников, Инна Макарова
Слайд 8
Фильм 1947 года «Весна» Г. Александрова, актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.
Слайд 9
«Высота»
Режиссер: Александр Зархи
Композитор: Родион Щедрин
Страна: СССР
Производство: МОСФИЛ
Премьера: 29 апреля 1957
Актеры: Николай Рыбников, Инна Макарова
Слайд 10
Театр
В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. Такие как «Губернатор провинции» братьев Тур и Л. Щейнина или «Незабываемый 1919-й», Вс. Вишневского, где Ленин то и дело просит советов у Сталина, и чуть ли не спичку подносит, чтобы помочь ему раскурить трубку.
Отказались от практики обязательных постановок пьес, написанных по госзаказу. С другой стороны, некоторые вещи старались сильно не популяризировать.
В 1956 году в «Современнике» поставили первой пьесу «Вечно живые» Розова о недавней войне, через несколько лет премьера - «Голый король» Евгения Шварца.
23 апреля 1964 года им открылся новый театр на Таганке.
Слайд 11
Архитектура
Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов, пострадавших во время войны, — Смоленска, Курска, Орла и др. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень.
Академия архитектуры была расформирована и вместо нее создан Госстрой. Высочайший уровень профессионализма архитекторов, достигнутый при Сталине, был потерян – всем профессорам пришлось отказаться от профессии. Практически, архитекторов вообще отстранили после этого от проектирования жилых домов, этим стали заниматься инженеры.
Слайд 12
Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию), Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов.
После реформы стали искать разные варианты максимального удешевления строительства. Хрущев понимал, что для действительно дешевого и массового строительства нужен конвейер. И он его построил, пусть даже ценой уничтожения профессии архитектора и школы советской архитектуры. Изначально у Никиты Сергеевича не было никаких особых вкусов в архитектуре.
Слайд 13
Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры
Но потом он стал очень много ездить в зарубежные поездки, и у него начал формироваться свой собственный вкус и свой взгляд на то, какой должна быть архитектура. И ему очень понравилась Куба, особенно набережная Гаваны, и вот тогда Хрущев решил строить Новый Арбат – создать в Москве как бы океанскую набережную.
Слайд 14
В период правления И. В. Сталина, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинская_архитектура