Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — самое значительное произведение французского писателя эпохи Возрождения (Ренессанса)
Франсуа Рабле
(1494 – 1553).
Слайд 2
Современному читателю трудно поверить в то, что автором одной из самых веселых книг в мировой литературе был католический монах. Вряд ли найдется и книга более популярная, чем сочинение Франсуа Рабле. Только в XVI веке и в одной только Франции она была напечатана более 100 раз, а ведь были еще английские, немецкие и итальянские издания
Слайд 3
Старинная французская народная сказка повествовала о великане Гаргантюа. Сюжет сказки Рабле использовал как основу для своего романа. Он заимствовал из народной книги имена героев, ряд эпизодов и некоторые приемы, например, гротеск
Слайд 4
Роман состоит из пяти книг, написанных в течение 20 лет и опубликованных в разное время и поэтому достаточно самостоятельных.
Слайд 5
В первой книге - роман воспитания (до главы 24). Сюжет основан на описании этапов взросления, воспитания и обучения Гаргантюа. Второй сюжетный центр - описание войны с Пикрохолом (до главы 51)
Слайд 6
В романе из многочисленных образов-персонажей выделяются три. Образ короля-гуманиста представлен сразу тремя персонажами: король Грангузье, его сын Гаргантюа и сын Гаргантюа Пантагрюэль, все они изображаются великанами, любящими жизнь с ее радостями
Слайд 7
Гаргантюа был «славным мальчуганом», «у него была удивительная рожа с 10 подбородками», «закусывал он ежеминутно», «жил в полное свое удовольствие»
Слайд 8
Гаргантюа – великан, и все описание его жизни строится на гиперболах, но эти преувеличения выглядят достоверно. По случаю его рождения, например, зарезали 367014 быков. Но он обычный ребенок, нарушающий запреты: «расчесывал волосы стаканом, укрывался мокрым мешком, запивал суп водой, лопался от жира, от дождя прятался в воде»
Слайд 9
В главах 52–58 описывается Телемская обитель, построенная по указанию Гаргантюа для брата Жана Зубодробителя. Здесь действует композиционная схема романа-утопии, где основным становится описание различных нововведений (устройство идеальной обители, одежда ее обитателей, уклад их жизни в соответствии с правилом «Делай, что хочешь»).
Слайд 10
Рабле в своём романе использует различные сатирические приёмы, среди которых важнейшие - гипербола и гротеск. Однако смех автора, создающий общий фон повествования, не скрывает серьёзных проблем эпохи, которые Рабле не только ставит, но и по-своему, решает.
Слайд 11
Многое в жизни человека зависит от того, каким он себя ощущает: маленьким, никчемным или великаном, которому все по плечу» (Карел Чапек) Ренессанс отверг философию человека-раба и противопоставил ей философию человека-владыки, познающего и покоряющего мир
Слайд 12
Роман – злая сатира на педагогику, которая отупляет, убивает активность и строится на тупой, бессмысленной зубрежке, прививает ребенку вялый, сонный образ жизни
Слайд 13
Рабле - один из предтеч современной фантастики. Первые две части романа - пародия на средневековый рыцарский роман с волшебно-мифологическими чертами, здесь и великаны, и всевозможные чудовища и аллегорические преувеличения; не обошлось и без описания жизни в потустороннем мире; главы, посвящённые Телемской обители, - классическая утопия
Слайд 14
Повествуя в романе о войне, Рабле – гуманист и пацифист осуждает феодальные захватнические войны, намеренно преувеличивая ничтожность поводов для войны. Особенно едко он высмеивает бредовые идеи о мировом господстве
Слайд 15
Король Грангуазье считает, что надо уметь управлять своими землями, а не разбойничать в чужих. «Не те времена нынче, чтобы, подражая древним народам, завоевывать целые государства»
Слайд 16
Гаргантюа много путешествует, познавая мир, много учится. Его учитель Понократ считает, что ни одного часа в жизни не должно проходить бесследно, без впечатлений. А сам процесс обучения должен идти от практики, от жизненных наблюдений
Слайд 17
12 кораблей Гаргантюа побывают на разных островах: Диком, где живут Жирные Колбасы, острове Папефигов с его весельчаками, острове Плутней с картежниками, на Ганабэне с ворами и разбойниками
Слайд 18
На острове Застенок живут Пушистые Коты- юристы-законники(это пародия на суд и судопроизводство). Главный законник - эрцгерцог Цапцарап
Слайд 19
Главу о посещении Острова Железных изделий популярные в ХХ веке Борхес, Касарес и Окампо включили в свою «Антологию фантастической литературы»
Слайд 20
Любимый приём комического искусства Рабле — утрирование, доведение пороков ("порождений Антифизиса" — Противоприроды) до фантастически одностороннего, чудовищного и вместе с тем наглядного, а потому смешного гротеска
Слайд 21
Особенно богаты на фантастические элементы четвёртая и пятая части книги, повествующие о путешествии друзей к оракулу Божественной Бутылки — здесь фантазии Рабле в описании невероятных чудес, природы и удивительных обитателей встречающихся на пути островов нет границ.
Слайд 22
Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха. Но смех – это отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется
Слайд 23
Книга о великанах-королях составила эпоху в истории французской общественной мысли и вошла в фонд мировой классической литературы. Пятый век живет она, переходя от поколения к поколению, расширяя круг своих читателей
Слайд 24
Самый замечательный писатель своей эпохи Рабле стоит в одном ряду с величайшими сатириками, занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле - человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни. Рабле - гуманист, медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов