Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ГЛАГОЛ
В речи глагол употребляется часто, он занимает второе место после существительного.
ГЛАГОЛ – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Слайд 2
ГЛАГОЛ
обозначает
изменяется
отвечает на вопросы
действие
учиться
состояние
спать
1)по временам
2)по родам
3)лицам
4)числам
(что делать?)
читать
(что сделать?)
прочитать
Слайд 3
Глаголы обозначают разные действия. Все на земле создано трудом человека. Поэтому в языке много глаголов, обозначающих труд: работать, делать, трудиться, труд в сельском хозяйстве: пахать, сеять, убирать, работу в строительстве: строить, штукатурить, красить, труд в быту: варить, гладить, мыть и т.д.
Жизнь человека неразрывно связана с речью. Чтобы описать ее, человек употребляет большое количество глаголов, обозначающих речь: беседовать, говорить, кричать, спрашивать и т.д.
Нас повсюду окружают звуки, поэтому мы постоянно сталкиваемся с глаголами звучания: шумят (леса), поют (соловьи), воет (волк), квакают (лягушки).
Обычно цвет обозначают прилагательные, но и глаголы обладают такой способностью: (травка) зеленеет, (небо) темнеет.
Слайд 4
Допишите приведенные пословицы.
После драки кулаками… . 2) Что
написано пером, то … топором. 3) Без
труда …и рыбку из пруда. 4) За двумя
зайцами погонишься, ни одного … . 5)
Под лежащий камень вода … .
Слова – подсказки: не течет,
не вырубишь, не вынешь, не
поймаешь, не машут.
Слайд 5
Частица не с глаголами пишется раздельно ,например: не придет, не знаю.
Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не, например: ненавидеть.
ненавидеть нездоровиться
недоумевать негодовать
неволить
Слайд 6
Запишите глаголы в два столбика: 1) глаголы, которые пишутся с не раздельно, 2) глаголы, которые пишутся с не слитно.
(Не)знал правило, (не)пришел в кино, (не)навидел ложь, (не)забыл о тренировке, часто (не)здоровилось, (не)послал письмо, (не)получил письма.
Слайд 7
Спишите, раскрывая скобки. Поставьте вопросы к глаголам. Объясните их написание.
Образец: Нужно (что делать?) стремиться к знаниям. Он (что делает?) стремится к самостоятельности.
1)Сестра не торопит(?)ся. Не следует торопит(?)ся. 2) Надо занимат(?)ся спортом. Коля занимает(?)ся спортом. 3) Каждый должен много трудит(?)ся. Каждый из нас трудит(?)ся. 4) Андрей любит смеят(?)ся. Он часто смеет(?)ся.
Слайд 8
Глагол несовершенного вида обозначает незаконченное действие, однако не говорит о его результате; глагол совершенного вида сообщает, что действие достигло результата, доведено до конца.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делают? что делали? и т.д.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделают? что сделали? и т.д.
Слайд 9
Спишите рассказ, употребляя глаголы в форме прошедшего времени. Определите вид глаголов.
ДРУЗЬЯ
Андрюша и Славик – друзья.
Они всегда все (делать, сделать) вместе. Когда однажды Андрюша (падать, упасть) с крыши ,Славик тоже хотел (падать, упасть) с крыши, чтоб доказать, что он истинный друг.
Когда как-то Славик (идти, пойти) вместо школы в кино, тогда Андрюша был с ним вместе.
А когда они (приносить, принести) в класс кошку и учитель (спросить, спрашивать), кто из них это сделал, Андрюша сразу же (сказать, говорить):
- Это Славик (делать, сделать).
А Славик сказал:
- Это все Андрюша …
Слайд 10
-тся? – ться?
1.Мышь (что делает?) скребется; Иваныч (что делает?) греется; Иваныч (что делает?) жмурится; Иваныч (что сделает?) отправится; Иваныч (что делает?) отправляется.
2. Может (что сделать?) случиться; любил (что делать?) поохотиться.
Слайд 11
Большинство глаголов несовершенного вида – это глаголы без приставок. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.
Приставки Несовершенный вид Совершенный вид
вы-
за-
на-
по-
про-
рас-
с-
у- расти
платить
писать
обедать
читать
таять
делать
ходить вырасти
заплатить
написать
пообедать
прочитать
растаять
сделать
уходить
Слайд 12
Образуйте с помощью приставки С- глаголы совершенного вида со значением завершенности действия.
Делать, варить, вязать, жечь, ломать, кушать, петь, плясать.
Слайд 13
Списать, задать к глаголам вопросы, определить вид.
«Люблю, когда лес шумит, - сказал Михаил Петрович, - особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день установился. Иди смело куда задумал. А то в другой раз как заволнуются, загудят – ну, жди ненастья, грозы. Им – то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж такой по лесу радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься».
Слайд 14
прошедшее время
что делал?
что сделал?
настоящее
время
что делает?
будущее
время
что будет делать?
что сделает?
Момент речи
ДО
ПОСЛЕ