Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока
«Одна и две н в суффиксах страдательных причастий
и отглагольных прилагательных»
Урок – исследование с применением проектной и групповой форм работы
Слайд 2
Что я знаю о причастии? Учебный проект по повторению пройденного материала Проект - обобщение
Слайд 3
Цель: Систематизировать знания по вопросам:
Что такое причастие?
Откуда оно появилось?
Чем отличается от других частей речи?
Какие разряды имеет?
Как образуется?
В какой форме бывает?
Что такое причастный оборот?
Слайд 4
сказка
В одной очень богатой стране Русского языка жил царь по имени Глагол
Слайд 5
сказка
А также царица по имени Прилагательное
Слайд 6
сказка
Их сын по имени Причастие унаследовал некоторые признаки от папы Глагола, а остальные - от мамы Прилагательного
Слайд 7
сказка
И решили мама с папой,
что Причастие будет
отвечать за признак
предмета по его действию,
длящемуся во времени, и стали задавать ему вопросы: Какой ты по действию?
Слайд 8
А Причастие решило, что возьмет у отца его способность быть возвратным и невозвратным, совершенного или несовершенного вида, прошедшего или настоящего времени
А у прилагательного
научится изменяться
по родам, числам и падежам
сказка
Слайд 9
сказка
Причастия, обозначающие признак предмета,
который сам действует, называются действительными,
а те причастия, которые обозначают признак предмета,
испытывающего на себе действие со стороны другого
предмета, называются страдательными
Вот какую сказку рассказывали родители своему
сыночку Причастию на ночь
Например: прыгающий мальчик – мальчик, который сам прыгает –
действительное причастие
Построенный дом – дом, который построили – страдательное причастие
Страдательное причастие может иметь краткую форму : построен,
построена, построено, построены
Слайд 10
Как образуются причастия?
Для этого нужны глаголы и специальные суффиксы:
-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) для действительных причастий настоящего времени, для действительных причастий прошедшего времени - вш-, -ш-; для страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-) -им-; , прошедшего времени
-енн-, -нн-, -т-.
Например: бежать – бегущий, кричать – кричавший, стремиться – устремленный, терять – потерявшийся, зависеть – независимый, водить – ведомый
Слайд 11
Причастный оборот
Наш герой Причастие не любит одиночество и часто присоединяет к себе зависимые слова, образуя с ними и определяемым словом причастный оборот
Например: Причастный оборот, /стоящий после определяемого слова/, обособляется
Слайд 12
Вывод:
Я научилась понимать, что такое причастие
Узнала, откуда оно появилось и чем отличается от других частей речи
Умею выделять причастный оборот и определять разряд причастия
Слайд 13
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
Слайд 14
Цель исследования
Определить условия написания одной и двух н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Задачи исследования:
Определить факторы, от которых зависит правописание суффиксов
Создать алгоритм рассуждения при применении правила
Слайд 15
Вопросы к исследованию
Основополагающий вопрос:
При каких условиях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется одна или две н
Проблемные вопросы:
Зависит ли написание суффиксов от приставки
Зависит ли написание суффиксов от зависимых слов
Как влияет на написание причастий вид глагола
Есть ли зависимость от суффиксов глаголов – ова-, -ева-
Сколько н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий
Слайд 16
Ход исследования
Наблюдаем за правописанием:
Крашеный забор – нет приставки и зависимых слов
Некрашеный забор - нет приставки, кроме не, нет зависимых слов
Заборы покрашены - причастие в краткой форме
Слайд 17
Ход исследования
Покрашенный забор – есть приставка
Крашенный малярами забор – есть зависимое слово
Иллюстрированный журнал – от глагола с суффиксом -ова-
Решенная задача – от бесприставочного глагола совершенного вида (что сделать – решить)
Слайд 18
-нн-
Если есть приставка, кроме не
(пожаренный, но: нежареный)
Если при причастии есть зависимое слово (жаренная хозяйкой)
В отглагольных прилагательных и причастиях на –ованный, -ёванный (иллюстрированный)
Если причастие образовано от глагола совершенного вида без приставки (купленный), кроме слова раненый
Выводы
Слайд 19
-н-
Если есть приставка не (некошеная трава)
Если нет зависимых слов (плетеная корзина)
В краткой форме страдательных причастий
Слайд 20
Перед вами предложение – код, которое поможет запомнить правило «-нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных»
Ношеный и неношеный костюм совсем не то, что поношенный или долго ношенный.
Слайд 21
Примеры:
1.золоче..ый
2. украше..ый
3.сожже..ый
4.закопче..ый
5.упакова..ые книги
6. мудре..ый
7. коше..ый по росе
8. несея..ые травы
9. лома..ые прутья
10. тка..ый золотом
11. шерсть запута..а
12. залакирова..ый
13. завоева..ые призы.
Слайд 22
Опираясь на правило, объясните, почему в одних словах пишется одна н , а в других две н. Воспользуйтесь алгоритмом рассуждения
Пирожки бывают печеные и жареные. Множество пирожков, испеченных, поджаренных, ждало гостей. Пирожки, печенные в духовке, и жаренные на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.
Пирожки хорошо поджарены. На столе лежат купленные пирожки.
Пирожки подают с консервированным соком.
Слайд 24
Исходное слово или выражение Слово или выражение - синоним
Овощи, которые варились в маринаде Маринованные
Товар за деньги Купленный
Трава после работы косой Скошенная
Овощи, которые жарят в кляре Жаренные в кляре
Сундук, который ковали Кованый
Слайд 25
Яркая луна, занавешенное окно. Видит в окне, усеянное звездами. Выходит на улицу, на золоченое небо. По расчищенным от снега, неспешно шагает. Хорошо шагать, зимняя пора!
Слайд 26
Алгоритм рассуждения
Печеные и жареные –слова не имеют приставок и зависимых слов, значит, это отглагольные прилагательные, пишем в них одну н.
Слова испеченных и поджаренных имеют приставку – значит, это полное причастие с удвоенной н
Слово печенные имеет зависимое слово в духовке – значит, это полное причастие, пишем две н
Слайд 27
Рефлексия
Я узнал много нового
У меня все получилось
Урок мне понравился
Мне понравился урок, но кое-что осталось непонятым
Я знаю, над чем мне поработать
Урок мне не понравился, я ничего не успел
Слайд 28
Спасибо за урок.
Я вас люблю!