Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок русской словесности
в 5 классе
Русские народные сказки.
Виды сказок.
Подготовили: учителя русского языка
Сарсенова А.М.
Слайд 2
Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.
Задачи:
познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами;
развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;
привить любовь к чтению;
систематизировать знания учащихся.
Слайд 3
Русские сказительницы
Орина Федосова
Мария Кривополенова
До нас дошли имена сказителей:
Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Слайд 4
Возникли сказки в глубокой древности.
Слайд 5
Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы.
Слайд 6
Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор коллективен
Слайд 7
Какие сказки прочитали?
Название сказки Главный герой сказки
Слайд 8
Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки
Слайд 9
Волшебные сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Слайд 10
Общие особенности
Волшебных сказок
Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Описание
Слайд 11
Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательных
Борьба с волшебной силой
Вымышленные персонажи
Обычные люди
Слайд 12
Что можно прочитать
«Никита Кожемяка»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Иван Царевич и Серый волк»
«По щучьему веленью»
Слайд 14
Сказки о животных
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Слайд 15
Общие особенности
сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция
Слайд 16
Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитрая
Волк – глупый
Заяц - трусливый
Слайд 17
Что можно прочитать
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Волк и лиса»
«Волк и семеро козлят»
«Кот, петух и лиса»
Слайд 19
Социально-бытовые сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Разновидности
Слайд 20
Общие особенности
бытовых сказок
Отсутствие фантастики
Реальные конфликты
Сказочное разрешение
Смысловой акцент-развязка
Жестокий юмор
Слайд 21
Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдот
Докучные сказки
Сказка-загадка
Сказки-насмешки
Слайд 22
Герои бытовых сказок
Герой хитёр
Герой удачлив
Дурак в глазах других
Герой благороден
Слайд 23
Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»
«Солдатская сказка»
«Каша из топора»
«Репка»
«Как мужик гуся делил»
Слайд 25
Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты
Слайд 26
Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса – мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса - заяц
Слайд 27
Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
Слайд 28
Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»
Слайд 29
Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
Слайд 30
Композиция сказки
Слайд 31
Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.
Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
Слайд 32
Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Слайд 33
Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Слайд 34
Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Слайд 35
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
(Русская народная сказка«Царевна-лягушка».)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына.Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
(Русская народная сказка«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет.
(В.А.Жуковский «Спящая царевна».)
Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна.
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
Назовите сказку (Учитель читает зачин сказки. Ребята должны назвать сказку и автора.)
Слайд 36
Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.
(Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Княгиня – диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава.
(Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
Кто это? (Учитель читает описание героя. Ребята должны назвать героя и название сказки.)
Слайд 37
Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор.
(33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
На крыльце стоит его… В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.
(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».А.С.Пушкин)
Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.
(Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Слайд 38
Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке»)
В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. –А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …»)
Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона.А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)
Кто в тереме живет? (Учитель зачитывает описание дома сказочных героев. Ребята должны догадаться, кто и в какой сказке живет в этом доме.)
Слайд 39
Тест
.
1. Сказка (жанровое определение)
а) сказание о богатырях.
б) краткое изречение, содержание
правила житейской мудрости.
в) небольшая история
фантастического характера.
2. Виды народных сказок:
а) волшебные, бытовые, о
животных, растительном мире
и о неживой природе.
б) волшебные, реалистические,
сентиментальные
в) волшебные, бытовые, о
животных
3.Композиция народной сказки:
а) зачин, основная часть, концовка.
б) зачин, основные события,
присказка, концовка.
в) зачин, присказка, концовка
4.Особенности сказок о животных:
а) волшебные силы, помогающие
героям.
б) главные герои похожи на людей
( разговаривают, одеты, как люди)
в) герои ведут себя естественно как
в природе.
5. Укажите постоянный эпитет:
а) красна девица;
б) зеленая трава;
в) серое небо.
Слайд 40
В и к т о р и н а.
1.Почему сказка называется «народная»?
(Сказку придумал народ).
2.К какому виду сказок относится сказка «Царевна лягушка»?
(К волшебным сказкам).
3. Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу ?
(Из топора).
4.К какому виду сказок относится сказка «Колобок»?
(К сказкам о животных).
5.В каких сказках впервые появляется священник?
(В социально – бытовых сказках).
6.В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой?
(В болоте).
Слайд 41
9.Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина?
(Социально – бытовые сказки).
10.Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет
несколько голов?
(Змей Горыныч).
11.Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается
домой после 25-летней службы. Кто это?
(Солдат).
7.Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть - самобранка).
8.Смерть его на игле,
В сундучке лежит в земле.
Никого, чем он нет злей.
Как зовут его?
(Кощей).
Слайд 42
Подведение итогов
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки.
Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы ,а потом пошли
в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете
в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые
невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то
яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами.
Пришла пора сказать «До новой встречи» Окончен сказочный наш карнавал В гостях мы были у гостей сердечных, В чудесной сказке каждый побывал».
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу Своих любимых сказочных героев В заветный час они тебе помогут Сделать жизнь светлей.
Слайд 43
Спасибо за работу!
Урок окончен!