Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Архитектурный облик Древней Руси.
Новгород
Владимир-Суздальский
Москва
Слайд 2
Слово о погибели рускыя земли О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!
Слайд 3
Святая София – главное культовое сооружение в Киевской Руси времен Ярослава Мудрого
Слайд 4
Конец Х - XI в. - время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего наивысшего расцвета в период правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Храм посвящен Софии - «Премудрости Божьей». Относится к византийско-киевскому зодчеству. Святая София -главное культовое сооружение в Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054). В «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый,<…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью» .
Слайд 5
За 1036-1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве (1037 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045— 1052 гг.). Храмы, посвященные Софии – «Премудрости Божьей», относятся к византийско-киевскому зодчеству. По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи.
Слайд 7
В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В сравнительно ранних постройках Киевской Руси (Софийский собор в Киеве) использовалась византийская смешанная кладка из плинфы и камня на цемяночном растворе: каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Применялась и скрытая кладка с «утопленными» рядами кирпича.
Слайд 9
Богоматерь Оранта Стена Нерушимая
Слайд 10
Все стены и своды Софии Киевской покрыты фресками, зрительно увеличивающими внутреннее пространство. Наиболее важные места интерьера (главный купол, паруса, под-пружные арки, центральная апсида) украшены мозаикой. В этих приемах зодчие в значительной степени основывались на византийских тради- циях.
Слайд 11
Адриан Святой. Фреска Софийского собора
Слайд 13
София Киевская. Подкупольное пространство алтарной части
Слайд 15
Христос Иерей. Мозаика Святой Софии
Слайд 16
Иконостас Софийского собора
Слайд 17
Схема алтарнойчасти
Слайд 18
София Киевская. Реконструкция
Слайд 19
Саркофаг Ярослава Мудрого
Слайд 20
Византийская кладка постепенно уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском соборе Новгорода стены сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и подтесанного лишь со стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек.
Слайд 21
София Новгородская. Общий вид
Слайд 22
Собор Святой Софии в Новгороде (1045 - 1052 гг.) отличается от киевского большей массивностью, строгостью и лаконизмом. Основной пятинефный объем завершен лишь пятью куполами; шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносит в композицию живописную асимметрию, несколько смягчая общую суровость.
Слайд 23
София Новгородская. Восточный фасад
Слайд 26
София. Новгород. Южный фасад.
Слайд 27
Храм Святой Софии в Новгороде
Слайд 28
Фрески на Софийском соборе в Новгороде
Слайд 33
Золотые ворота во Владимире
Слайд 34
Золотые ворота во Владимире. 1164 . Вид с юго-западной стороны
Слайд 35
План Успенского собора во Владимире
Слайд 36
Успенский собор во Владимире
Слайд 37
Церковь Дмитрия Солунского во Владимире
Слайд 40
Пятницкий собор в Чернигове
Слайд 42
Георгиевский собор. Вид с юго-запада
Слайд 43
Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода . 1119. Интерьер
Слайд 45
Успенский собор. 1158-1160. 1185-1189. Общий вид
Слайд 47
Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) - наиболее совершенное творение владимирских зодчих: в его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.
Слайд 48
Кирилловская церковь
Слайд 49
М.Врубель. Богоматерь с младенцем. Алтарь Кирилловской церкви.
Слайд 50
Алтарь и росписи алтарной абсиды. Кирилловская церковь
Слайд 51
Кирилловская церковь. Интерьер. Хоры
Слайд 52
Георгиевская церковь в Старой Ладоге
Слайд 53
Маленькая четырехстолпная церквушка в честь св. Георгия в Ладоге существенно отличается от величественных княжеских построек первой половины XII века; она очень походит на те, что возводили позже, во второй половине столетия, бояре, купцы, рядовые «уличане».
Слайд 56
Стены храма сложены из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей, но преобладают плиты. Раствор кладки - известковый с цемянкой. Снаружи стены здания расчленены плоскими лопатками. Порталы находятся на западном и южном фасадах.
Слайд 59
Георгиевская церковь в Старой Ладоге. Общий вид
Слайд 60
Успенский Собор Московского Кремля.
Слайд 61
Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) 1555 -1561