Презентация - Односоставные предложения, неполные предложения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Односоставные предложения. Неполные предложения.
1

Слайд 2

1.Повторяем и систематизируем знания об односоставных и неполных предложениях. 2.Наблюдаем за ролью данных предложений в тексте. 3. Закрепляем знания о средствах выразительности речи, совершенствуем навыки анализа текста.
Задачи урока:
2

Слайд 3

Кроссворд
1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи 13. Намеренно избыточный повтор союзов. 1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи 13. Намеренно избыточный повтор союзов.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
3

Слайд 4

Буслаев Ф. И.
Востоков А. Х.
4

Слайд 5

Потебня А. А.
Шахматов А. А.
5

Слайд 6

Односоставные предложения
с главным членом - сказуемым
с главным членом - подлежащим
о/л
н/л
б - л
наз..
об/л
безл.
6

Слайд 7

Виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым
Вид Значение Способ выражения сказуемого Примеры
Определённо-личные предложения Действующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь. Глаголом 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.) или повелительного наклонения. Еду в гости. Приедете через неделю? Приезжайте через неделю.
Неопределённо-личные предложения Действующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие. -Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени. -Глаголом мн. числа прош. времени. -Глаголом мн. ч. условного наклонения. Где-то стреляют. В дверь постучали. Посадили бы здесь розы.
Обобщённо-личные предложения Обозначают действие, относящееся к любому лицу (ко всем людям вообще). Действующее лицо мыслится обобщённо. Сказуемое обычно выражено глаголом 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. На деньги ума не купишь. Добро на худо не меняют.
Безличные предложения Действующее лицо назвать совершенно невозможно. Подлежащего нет и не может быть. - Безличным глаголом. - Личным гл. в безл. знач. - Инфинитивом. - Категорией состояния. - Отрицательным словом. - Кратким страд. прич. Смеркается рано. Пахнет сеном. Ничего не слыхать. На улице холодно. Здесь никого нет. В классе убрано.
7

Слайд 8

Назывные (номинативные) предложения с главным членом - подлежащим
Значение Способ выражения главного члена предложения Примеры
Передают значение бытия, утверждают наличие предметов, явлений. Подлежащее выражено существительным в им. падеже или количественно-именным сочетанием. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… (Фет). Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. (Солоухин)
Словарь: НОМИНАТИВНЫЙ [ фр. nominatif ] – лингв. назывательный; служащий для называния, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий).
8

Слайд 9

Определите способ выражения сказуемого и вид предложения
1. Бьют в барабаны________________________ Спешу к вам на помощь._____________________ Подмораживает.____________________________ На этой реке нет мостов._____________________ Пора спать._________________________________ На улице ветрено и сыро.____________________ Составьте график дежурства.________________
9

Слайд 10

1). Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений.
2). Распределите односоставные предложения в таблице в соответствии со способом выражения сказуемого и определите их вид.
Способ выражения сказ. Примеры Вид предл.
Глаг. 1л., мн. ч., буд. вр.
Глаг.2л.,мн.ч.+крат. прич.
Глаг. 2л., ед. ч., буд. вр.
Глаг. повелительн. накл.
Глаг. 3л., мн. ч., наст. вр.
Вспом. глаг. + катег. сост.
Лич. глаг. в безл. значен.
Инфинитив
Отрицательное слово
- Какое предложение осталось вне таблицы? Почему?
10

Слайд 11

11
К.Бальмонт Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн.
А.Блок Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя.

Слайд 12

12
С.Есенин Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда
А.Ахматова За что-то меня упрекают И в чем-то согласны со мной… Так исповедь льется немая, Беседы блаженнейший зной.

Слайд 13

Неполные предложения
1) В диалогах
Ты сегодня придёшь на секцию? -Приду. - Я сегодня на секцию.
2) Во 2-ой части сложного предложения
У брата глаза карие, а у меня – зелёные
глаза
Эллиптические предложения
Это неполные предложения с отсутствующим сказуемым, не требующим восстановления, так как смысл предложения понятен.
На улице проливной дождь. идёт
Словарь: ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ [гр. elleipsis - опущение] – основанный на пропуске (опущении) легко подразумеваемых слов в речи.
13

Слайд 14

Являются ли неполными следующие предложения?
1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём.
Определите, какие это предложения:
- Вам сообщили о моём приезде? - Сообщили. - Скоро ли, наконец, потеплеет? - Скоро.
14

Слайд 15

Анализируем текст
1) Был конец ноября. 2) До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4) Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5) Жизнь на нём протекала размеренно.6) Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане.7) Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.8) До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9) В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.10) Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11)Следующие два часа посвящались отдыху. И. Бунин.
15

Слайд 16

Задание на дом:
16