Презентация - Односоставные предложения

Нажмите для просмотра
Односоставные предложения
Распечатать
  • Последний IP: 157.90.177.228
  • Уникальность: 100%
  • Слайдов: 25
  • Просмотров: 3692
  • Скачиваний: 2346
  • Размер: 2.77 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Односоставные предложения, слайд 1
Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна
Односоставные предложения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Слайд 2

Односоставные предложения, слайд 2
ЦЕЛЬ:
определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»; выработать умение определять виды односоставных предложений

Слайд 3

Односоставные предложения, слайд 3
По наличию главных членов предложения делятся на:
двусоставные
односоставные
грамматическая основа
подлежащее + сказуемое
подлежащее
сказуемое
или

Слайд 4

Односоставные предложения, слайд 4
По какому принципу сгруппированы предложения
двусоставные
односоставные
Я люблю слушать музыку. По радио прозвучало объявление о посадке самолёта. Я не могу заснуть. Ночь выдалась звёздная.
Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолёта. Мне не спится. Какая ночь!

Слайд 5

Односоставные предложения, слайд 5
Односоставные предложения

Слайд 6

Односоставные предложения, слайд 6
Односоставные предложения
По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным подлежащим. Сравните: Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными. Например:
Вечереет.
Вечер.
Морозит. С утра морозит.
Вечер. Тихий вечер.

Слайд 7

Односоставные предложения, слайд 7
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:
Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Обобщённо-личные предложения Безличные предложения

Слайд 8

Односоставные предложения, слайд 8
Предложения определённо-личные
сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч. 2-го лица ед. и мн. ч. изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы, вы)
Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море. Не из Москвы ли будешь? Чему смеётесь? Над собой смеётесь! Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.
Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

Слайд 9

Односоставные предложения, слайд 9
Предложения неопределённо-личные
сказуемое – глагол в форме 3-го лица мн. ч.
Что новенького в газете пишут? В дверь постучались. Тротуары заливают асфальтом. Вчера ломали старый деревянный дом. В сумерках зажгли лампу.
В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Слайд 10

Односоставные предложения, слайд 10
Предложения обобщённо-личные
имеют значение обобщённого лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом
Цыплят по осени считают. Бездонную бочку водой не наполнишь . Пашню пашут – руками не машут. Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!
Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

Слайд 11

Односоставные предложения, слайд 11
Предложения безличные
односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего
Уже совсем стемнело. Скоро светать будет. На дворе было тихо. Всё небо заволокло облаками. Нельзя мне жить без друга.
Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных:
На улице холодно. Мне холодно.

Слайд 12

Односоставные предложения, слайд 12
Назывные предложения
односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее
Лес. Просека. Весна! Холодная осень. Резкий ветер. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение:
Вот парадный подъезд. Вон и наш дом.
Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем

Слайд 13

Односоставные предложения, слайд 13
Алгоритм рассуждения
Выделить грамматическую основу предложения. Определяем, двусоставное или односоставное предложение. Если предложение односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым. Если главный член предложения является подлежащим, то это назывное предложение. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель. Если деятель подразумевается, нужно выяснить: определенно или неопределённо-личное предложение. Если нет – это безличное предложение.

Слайд 14

Односоставные предложения, слайд 14
Сгруппируйте предложений по наличию главных членов
Я помню время золотое. Жалею потерянное время. В окно кто-то постучал. В окно постучали. Водой затопило котлован. Вода затопила котлован. Водой затопили котлован. Ни день не проходил без дела. Есть время подумать. Некогда раздумывать. Раннее утро. Утро раннее.

Слайд 15

Односоставные предложения, слайд 15
Сгруппируйте предложений по наличию главных членов
двусоставные
односоставные
Я помню время золотое. В окно кто-то постучал. Вода затопила котлован. Ни день не проходил без дела. Есть время подумать. Утро раннее.
Жалею потерянное время. В окно постучали. Водой затопило котлован. Водой затопили котлован. Некогда раздумывать. Раннее утро.

Слайд 16

Односоставные предложения, слайд 16
Определите вид односоставных предложений
Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Слезами горю не поможешь.
безличное
определённо-личное
двусоставное предложение
назывное
неопределённо-личное
обобщённо-личное

Слайд 17

Односоставные предложения, слайд 17
Определите вид односоставных предложений
Принимайте гостей! Ломали старый деревянный дом. Бездонную бочку водой не наполнишь. Нельзя мне жить без друга. Вопли чаек, плеск разбивающихся волн. Рисую солнечное утро. От реки тянет свежестью. Холодная весна. Холодный резкий ветер. За опоздание будете наказаны. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей. Всё небо заволокло облаками. Без заботы не жди радости от работы. Что новенького в газетах пишут? Чему смеётесь? Над собой смеётесь! Пашню пашут – руками не машут. Мне по ночам не спится. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. На балконе соседней дачи зажгли свет. Вот парадный подъезд.
о/л: 1, 6, 9, 15 н/л: 2, 11, 14, 19 об/л: 3, 10, 13, 16 б/л: 4, 7, 12, 17 н: 5, 8, 18, 20

Слайд 18

Односоставные предложения, слайд 18
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
На сколько групп делятся односоставные предложения?
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

Слайд 19

Односоставные предложения, слайд 19
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
На сколько типов делятся односоставные предложения?
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

Слайд 20

Односоставные предложения, слайд 20
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Какое предложение не является односоставным?
а) На морозном воздухе трудно дышать. б) На востоке синело. в) Из открытого окна тянет свежестью. г) Свод неба был тих и чист.

Слайд 21

Односоставные предложения, слайд 21
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Укажите односоставное предложение:
а) Вечереет. б) Наступил вечер. в) Вечером мы пойдем на прогулку в парк. г) Как хороши летние вечера в деревне!

Слайд 22

Односоставные предложения, слайд 22
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Укажите назывное предложение:
а) Светало. б) Утро. в) Наступило зимнее холодное утро. г) В дверь постучали.

Слайд 23

Односоставные предложения, слайд 23
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Укажите определённо-личные предложения:
а) Утренний сон сладок. б) Не забуду этой встречи. в) В тот вечер долго спорили обо всём. г) Я люблю Балтийское море.

Слайд 24

Односоставные предложения, слайд 24
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Укажите, какое утверждение неверно:
а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого. б) В определённо-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица. в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее. г) Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение.

Слайд 25

Односоставные предложения, слайд 25
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Знания прочные:
Было много ошибок: нужно быть внимательнее
МОЛОДЦЫ!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
ВЫХОД
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.