Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Методический семинар»
конкурс «Учитель года» 2016
Конкурсное задание
Учитель географии-биологии
первой квалификационной категории
Ковалёва Елена Дмитриевна
МОАУ СОШ №15 г. Райчихинск
Слайд 2
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
Проблема:
ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстроменяющемся мире необходимо.
Предложение:
надо повышать не только активность детей (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект.
Развивающий эффект:
формирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным.
Слайд 3
Системно – деятельностный подход Навыки обучающихся
Коммуникация
Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности. Сотрудничество
Не подсказка, а совместный поиск, когда ребенок не получает готовых знаний, а с готовностью и радостью в совместном усилии напрягает свой ум и волю и даже при минимальном участии в такой совместной деятельности чувствует себя соавтором решения.
Критическое мышление
Эффективное общение с партнерами, решение сложных проблем, аргументация своей точки зрения.
Креативность
Способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству; данное понятие изучается неразрывно от интеллекта и связывается с творческими достижениями личности
Слайд 4
Эльконин Даниил Борисович
(1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития.
Давыдов Василий Васильевич
(1930 -1998) - автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения
…поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя, как субъект учения…
В основе развивающего обучения школьников, по мнению В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
Слайд 5
Урок -главная форма организации учебного процесса
Задачи:
включить учеников в деятельность, работу с различными источниками информации;
формулировать познавательные идеи и оказывать помощь в их решении;
помогать в осознании собственных творческих возможностей;
создавать ситуации взаимодействия (учитель, ученик) и усвоения знаний.
Слайд 6
Проектное обучение
Слайд 7
Проектно-исследовательская деятельность
Формирует компетенции
коммуникативные
информационные
общекультурные личностного самосовершенствования
1.Подготовительный этап:
выбор примерной темы;
определение цели работы;
выбор объекта исследования;
формирование опытной и контрольной группы;
формулирование рабочей гипотезы;
определение конкретных задач
решение поставленной цели
Этапы исследовательских проектов
2.Основной этап:
поиск и изучение литературы по теме исследования;
формирование главы «Обзор литературы»;
выбор методов исследования;
выполнение собственных исследований;
анализ полученных результатов;
подготовка отчёта о проделанной работе;
подготовка работы к презентации;
презентация продукта проекта.
Итог : оцениваем деятельность и изменения в ученике, а не только продукт!
Слайд 8
Например:
«погружение в проект» (тема, цели, задачи и т.д.) – выполняется на уроке;
работа с литературными источниками, оформление проекта – дома;
проведение экспериментальной части – в кабинете под руководством учителя;
презентация полученных результатов – на уроке.
Задача: создание условий для проявления инициативы
Результат:
стимул обучающихся к генерации новых идей
креативность их мышления
дружественная атмосфера
Слайд 9
5 класс
Исследования по теме «Плесневые грибы и дрожжи».
На уроке сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят вред и пользу. Чтобы проверить и подтвердить, учащиеся наблюдают за развитием плесени на хлебе, лимоне, компоте и др. продуктах.
Во время урока работают в группах: изучают параграф, дополнительную литературу, выполняют лабораторную работу, в ходе которой знакомятся со строением плесневых грибов.
Итогом является разработка памятки для хранения продуктов. Каждая группа защищает свой проект. 7 классе
при изучении животного мира учащиеся с большим интересом выполняют проекты при изучении тем: «Значение паразитических червей в природе и жизни человека», «Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний».
6класс
тема: «Влияние вредных привычек на развитие и здоровье организма», предложила ученикам побывать в роли экспертов-аналитиков по трем направлениям, организовав групповую работу по исследованию социальных проблем нашего общества. Они выдвигали гипотезу, обосновывали ее и доказывали.
Результат:
активное развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности
Слайд 10
Во внеурочное время:
Исследовательские работы:
«Нарушение осанки у учащихся, причины и её профилактика (на примере МОАУ СОШ №15 г. Райчихинска)»;
«Флора окрестностей г. Райчихинска»;
«Компьютер и его влияние на здоровье и успеваемость учащихся школы №15 г. Райчихинска»;
«Наше питание» и др.
Слайд 11
Показатель качества образования :
наличие опыта решения жизненных проблем;
социальных функций;
практических навыков деятельности;
умения использовать знания на практике.
сформированность навыков
проектно-исследовательской деятельности
Слайд 12
Проектно-исследовательская деятельность
Слайд 13
биология
география
Положительная динамика качества знаний по предметам
Слайд 14
Продуктивность педагогической деятельности
Победители и призёры:
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
городских и областных научно – практических конференций
научного общества школьников «Эврика»
участники конкурсов различной направленности
Слайд 15
Победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
год уровень ф. и ученика класс результат
2010-2011 муниципальный Карпова Ю. 7 победитель
Камышанов С. 7 призер
Неешпапа Н. 8 призер
Евсюкова Д. 8 призер
Попутько А. 8 победитель
Чичаев К. 11 призер
Васин Н. 11 призер
2011-2012 муниципальный Кравчук А. 8 призер
Стефановская К. 9 победитель
Евсюкова Д. 9 призер
2012-2013 муниципальный Стефановская К. 10 победитель
2013-2014 муниципальный Стефановская К. 11 победитель
Губенко О. 7 призер
Хананова А. 7 призер
Шляга Л. 7 победитель
Гайков А. 11 призер
2014-2015 муниципальный Хананова А. 8 победитель
Дудников И. 7 победитель
Тыхидинов О. 8 призер
Магирская П. 8 призер
Борисов М. 7 призер
Хананова А. 8 призер
2015-2016 муниципальный Хананова А. 9 призер
Хананова А. 9 призер
Слайд 16
Побуждаю детей к деятельности,
от деятельности ребенок получает радость,
радость делает ребенка счастливым,
счастливый ребенок – успешный ребенок.
Слайд 17
Результат:
1. Качество успеваемости за последние три года составляет от 52% до 63%.;
2. Возрос познавательный интерес к предмету
2. Возрос познавательный интерес к предмету
4. Призовые места в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Слайд 18
Системно-деятельностный подход