Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование действия контроля и оценки младших школьников
Из опыта работы
учителя начальных классов
МОБУ СОШ №33 им. Л.А.Колосовой
Львовой Светланы Николаевны
Слайд 2
«…входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать… включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);». ФГОС
Примеры вопросов для самооценивания
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________
Я думаю, это потому, что _______________________________________________
Самым интересным было _______________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _
Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________
Слайд 3
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание –это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Слайд 4
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
-отметка;
-результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
-словесные высказывания о процессе и результате работы;
-эмоциональная реакция.
Слайд 5
Самооценка
– важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Слайд 6
Приемы формирования самооценки : письменные (дневник или журнал добрых дел ), комплексные (игра «Мы оба похожи…») , вербальные (игры: «Горячий стул» , «Я хороший потому, что…») .
Слайд 7
Оценивание в 1-м классе при помощи цветных сигналов, предлагаемых в дневниках ОП «Школа 2100»:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Слайд 8
Со второго класса использовались приемы формирования оценочной деятельности:
В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
-Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
-Насколько он увлек вас?
-Какие задания вам понравились, а какие – нет?
-Что вы хотите посоветовать учителю?
-К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
-Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
-Какие возникли проблемы?
Слайд 9
Самооценивание -Листочек под заголовком «Я умею писать красиво», прикрепленный на обложку тетради. -«Лист – список стихов, обязательных для заучивания» -«Тематический оценочный лист» по математике
Слайд 10
Анкета по самооценке и взаимооценке.
1. Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне
а) легко – 21% опрошенных учащихся;
б) трудно – 37,5%;
в) интересно – 21%;
г) неинтересно – 4%;
д) хочу продолжать этому учиться – 12%;
е) не хочу этим заниматься – 4%.
2. Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне…
а) легко – 41%;
б) трудно – 4%;
в) интересно – 41%;
г) неинтересно – 8%;
д) хочу продолжать этому учиться – 4%;
е) не хочу этим заниматься – 0%.
Слайд 11
Индивидуальное оценивание в группе
Таблица для оценивания группы
Груп-
пы
Точ-
ность мате-
риала Оригиналь-ность идей Допол-нения Пове-
дение Уме-ние сотру-дни-
чать Общий балл
1
2
Имя Выдвижение идей Умение работать с учебником Умение отвечать на вопросы Активное слушание Вовлечение товарищей в работу отметка
Алена
Слайд 12
Критерии Я оцениваю себя Учитель оценивает меня
Я знаю переместительное свойство сложения
Я знаю связь действий сложения и вычитания
Я знаю названия чисел при вычитании
Я умею складывать числа, используя переместительное свойство сложения
Я умею выполнять вычисления на основе связи сложения и вычитания вида: 5+4=9
9-5=4
9-4=5
Я умею прибавлять и вычитать числа в пределах 10
Я умею решать задачи
Я умею измерять, сравнивать и чертить отрезки
Критерии Я оцениваю себя Учитель оценивает меня
Я знаю знаки действий сложения и вычитания
Я знаю названия чисел при сложении
Я умею прибавлять и вычитать число 1
Я умею прибавлять и вычитать число 2
Я умею прибавлять и вычитать число 3
Я умею решать задачи
Я умею измерять, сравнивать и чертить отрезки
Оценочные листы по математике
Слайд 13
Оценочные листы по окружающему миру
Критерии Я оцениваю себя
сначала Я оцениваю себя
потом Учитель оценивает меня
Я умею изготавливать модели звёзд, созвездий, Луны.
Я могу объяснить причины возникновения дождя и ветра
Я могу перечислить цвета радуги в правильной последовательности
Я различаю овощи и фрукты
Я различаю виды транспорта
Я умею описывать по плану своего домашнего питомца
Я умею правильно готовиться во сну, чистить зубы и мыть руки
Я умею находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире
Я соблюдаю правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте
Слайд 14
Оценочные листы по русскому языку
Критерии Я оцениваю себя Учитель оценивает меня
1 Я знаю, что такое слово, предложение и речь (виды речи)
2 Я умею правильно оформлять предложение в письменной речи
3 Я знаю что обозначают и на какие вопросы отвечают слова – названия предметов, признаков предметов и действий предметов
4 Я умею выделять слоги в словах
5 Я умею правильно переносить слова с одной строчки на другую
6 Я умею обозначать в словах ударения
7 Я умею правильно произносить слова
Критерии Задания Учитель оценивает меня
1 Я знаю, что такое слово, предложение и
речь (виды речи) Впиши пропущенные слова:
Слово – это сочетание букв, имеющее__________________.
Предложение состоит из________ и выражает ___________.
Речь бывает _________ и ___________состоит из _________ .
2 Я умею правильно оформлять предложение в письменной речи Составь предложение из слов:
Дети, школу, в, идут.
_________________________________________________
3 Я умею выделять слоги в словах Раздели слова на слоги:
Слон, заяц, обувь, окуни, фамилия.
4 Я умею правильно переносить слова с одной строчки на другую Раздели слова для переноса:
Аист, бегемот, дверь, привал, мальчик, стройка.
5 Я умею обозначать в словах ударения Поставь ударения в словах:
Шофёр, мел, жаворонок, колокольчики, замок (на дверь).
6 Я умею правильно произносить слова Поставь ударения в словах:
Банты, торты, понял, звонит, поняла.
Слайд 16
Преимущество оценивания в группе
Если оценивание ведется на протяжении всего урока, то, скорее всего, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и настраивает на здоровое соревнование.
Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.
Развитие позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.
Формируются навыки сотрудничества.
Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе «умение сотрудничать» появляется «–». Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.
Формируется наблюдательность.
Развивается чувство ответственности.
Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса.
Слайд 17
Важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.
1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.
3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого - знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.