Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 44 г. Томска
Боханцева Лина Владимировна
Слайд 2
« Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.»
А. Дистервег
Слайд 3
Виды коммуникативных действий:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
• умение выражать с достаточно полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 4
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Слайд 5
Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:
Слайд 6
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;
устраивать эффективные групповые обсуждения;
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
Слайд 7
Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:
владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований
способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
Слайд 8
Формирование коммуникативных УУД
Работа в группе
Работа в паре
Слайд 9
технология проблемно-диалогического обучения.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, с помощью которых формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.
Слайд 10
Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке:
1. Создание «ситуации успеха». В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может).
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Слайд 11
Формы подводящего диалога:
1. Анализирующее коллективное наблюдение.
2. Фронтальная дискуссия
Слайд 12
Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
-ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Слайд 13
Технология будет работать если:
Определены цели.
Выбран партнер по коммуникации.
Распределены функции и роли
Ученики умеют действовать и взаимодействовать