Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников»
Слайд 2
Приоритетной целью школьного образования является формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий.
Слайд 3
Термин
«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
УУД = общеучебные умения
Слайд 4
Процесс овладения учащимися универсальными учебными действиями должен быть учителем:
систематизирован через предметное содержание;
реализован в виде технологических цепочек обучения конкретным УУД в рамках разных учебных дисциплин на межпредметной основе.
Слайд 5
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 6
Функции УУД:
осознаю, выбираю, творю
(личностные УУД)
планирую, контролирую, корректирую, оцениваю
(регулятивные УУД)
анализирую, моделирую, ищу информацию (познавательные УУД)
общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю
(коммуникативные УУД)
Слайд 7
Основная функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться
Слайд 8
Виды универсальных учебных действий:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 9
Личностные УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Слайд 10
Виды личностных действий:
Смыслообразование
Личностное, жизненное самоопределение
Нравственно-этические
Слайд 11
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
Слайд 12
Познавательные УУД
Общеучебные
Логические
Знаково-символические
постановка и решение проблемы
Слайд 13
Знаково-символические действия:
замещение
кодирование
моделирование
преобразование модели
Слайд 14
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог.
планирование сотрудничества
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнёра
умение с точностью выражать свои мысли
Слайд 15
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
-математика
-русский язык
-литературное чтение
-окружающий мир
-изобразительное искусство
-технология
-музыка
-физическая культура
Слайд 16
Учебный предмет: «Литературное чтение»
уважение к мнению собеседника
умение чётко выражать свои мысли
аргументировать своё мнение
принимать позицию собеседника
Слайд 17
Учебный предмет: «Окружающий мир»
приготовь рассказ
опиши устно
объясни
Слайд 18
Учебный предмет: «Технология»
планирование
преобразование
оценка продукта
умение ставить задачи
практические способы решения
достижение результата
Слайд 19
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника.
В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Упражнения и игры, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД можно найти на следующем сайте:
trepsy.net
Слайд 20
Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
«ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 21
Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе
(учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе
(ученик – ученики);
в) диалог в паре
(ученик – ученик).
Слайд 22
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
диалоговое слушание
«подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни...» и т. д.
Слайд 23
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Слайд 24
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
составление и распознавание диаграмм
работа с разного вида таблицами.
Слайд 25
Диагностика УУД
Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
Методы диагностики:
наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др.
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений
Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников»
Коммуникативные УУД – методика «Рукавички»
Слайд 26
Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Слайд 27
Спасибо за внимание!