Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование универсальных учебных действий
у младших школьников
Слайд 2
Поэтапное формирование умственных действий по П.Я. Гальперину
Слайд 3
Теория планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.
Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
Слайд 4
Эта система включает три подсистемы:
1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия;
3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.
Слайд 5
Выделены 6 этапов интериоризации действия
1. Создание мотивационной основы действия
закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается
Слайд 6
2. Становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами
Слайд 7
3. Формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия
Слайд 8
4. внешнеречевой этап
Здесь происходит преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи
Слайд 9
5. действие во внешней речи «про себя»
происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план
Слайд 10
6. действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия
Слайд 11
Речь. Регулирующая речь
Слайд 12
Развитию регулирующей речи способствуют:
организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С. Выготский);
Слайд 13
Развитию регулирующей речи способствуют:
адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, результата;
Слайд 14
Развитию регулирующей речи способствуют:
выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности:
внешнеречевое планирование действия партнера по решению учебной задачи;
стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнером действий, оценка этого качества и полученного результата;
коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок;
Слайд 15
Развитию регулирующей речи способствуют:
ориентирование регулирующих высказываний на партнера (с учетом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;
Слайд 16
Развитию регулирующей речи способствуют:
формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
Слайд 18
Самоценка - обобщенное и дифференцированное отношение
ребенка к самому себе (Л.С. Выготский)
Слайд 19
Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:
сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки;
предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия, и создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом.
Слайд 20
Рост самооценки
широту диапазона критериев оценок
их соотнесенность
обобщенность
отсутствие категоричности,
аргументированность, объективность (А.В. Захарова, 1993)
предполагает
Слайд 21
Рефлексивность самооценки + -
Дети более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками.
Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке
конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками.
Слайд 22
Существует два варианта нарушения развития самооценки:
1. Заниженная самооценка. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности» (М. Селигман).
2. Завышенная самооценка. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
Слайд 23
Причины успеха или неуспеха в учебе
способности
усилия
трудность заданий
везение
Слайд 24
Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися начальной школы причин неуспеха:
— обеспечение успешности ученика в учебе;
— положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок
— стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;
— ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;
— формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладания с трудными ситуациями;
— ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития.
Слайд 25
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе через
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Слайд 26
РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
связано с формированием произвольности поведения
Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства
Слайд 27
Показатели сформированности регулятивных УУД на этапе поступления в 1-й класс:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Слайд 28
Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей
Слайд 29
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Слайд 30
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
— формирование основ оптимистического восприятия мира.
Слайд 31
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные