Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Звуки и буквы. Чередование звуков.
10 класс
Урок подготовила учитель
русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №1078 г. Москвы
Панкратова Наталья Анатольевна
Слайд 2
Проверка домашнего задания
Лексический диктант
… - вычурный и пышный стиль в искусстве 17-18 веков.
… - (перен.) лишний, бесполезно обременяющий груз.
… - заграждение из подручных материалов, служащее защитой во время уличных боев.
… - скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
… - ядовитое растение семейства пасленовых, употребляется в медицине и косметике, красавка.
… - глубоководный самоходный аппарат для океанографических исследований.
… - небывалый, невиданный, невероятный, неслыханный, каких свет не производил, каких свет не видал
Слайд 3
Комментированное письмо
Дивиш…ся др…гоце(н, нн)ост… нашего языка что (не, ни) звук то и п…дарок всё з…рнисто крупно как сам жемчу…, и право, иное название ещё др…гоце(н, нн)ее самой вещи.
(Н.В.Гоголь)
Кому принадлежит высказывание?
Слайд 4
Обсуждение темы урока
Что такое звуки речи?
Чем звуки отличаются от букв?
Какие науки о языке будут в центре нашего разговора?
Что такое чередование звуков?
Связано ли чередование звуков с орфографией? Как?
Слайд 5
Работа с лингвистическим текстом
§ 13 (стр. 34 - 35).
Что нового узнали о классификации гласных звуков?
Что нового узнали о классификации согласных звуков?
Слайд 6
Работа со словарём-справочником
Звуки речи
гласные
согласные
лабиализованные:
О , У
нелабиализованные
твёрдые
мягкие
звонкие
глухие
парные
непарн.
парные
непарн.
парные
парные
непарн.
непарн.
Слайд 7
Работа с лингвистическим текстом
§ 13 (стр. 34 - 35).
Что узнали о классификации букв?
Какие буквы не обозначают звуков?
Какие буквы обозначают два звука? Назовите условия такого явления.
Слайд 8
Работа со словарём-справочником
Буквы
прописные
строчные
не обозначают
звука
обозначают два
звука
Слайд 9
Принципы орфографических норм
1.Морфологический или фонемный
(единообразное написание морфем)
2.Фонетический (звучание морфемы
отражается на письме)
3.Традиционный (написание
определяется этимологией, традицией )
Слайд 10
Работа со словарём-справочником
Чередования звуков
исторические:
г / ж, к / ч, х / ш, д /жд…:
нога – ножка,
рука – ручка,
верх – вершина,
водить – вождение…
позиционные
(живые):
лу к
лук
луг
Слайд 11
Закончите высказывание Д.Ушакова, вставив необходимые термины
Так как для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику и фонетику, то и в учебных книгах к грамматике в широком смысле слова присоединяют правила правописания (…), правила произношения (…), а также в некоторой мере правила употребления слов (…).
Слайд 12
Проверь себя!
Так как для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику и фонетику, то и в учебных книгах к грамматике в широком смысле слова присоединяют правила правописания (орфографию), правила произношения (орфоэпию), а также в некоторой мере правила употребления слов (стилистику).
Слайд 13
Закрепление
Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке.
Летели лебеди с лебедятами.
Сколько мягких согласных в пословице?
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Какие слова получатся, если произнести их в обратном порядке?
Яд, лён, рай, ай, люк, арап, лоб.
Сколько звуков ш в пословице?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Слайд 14
Какой приём звукописи использует автор?
Пусть тишина, в глуши ни души - Всё равно гул в ушах; В шорохи трав и в шумы вершин Вслушиваюсь не дыша.
А.Яшин
Сколько ф в четверостишии?
Слайд 15
Фонетический разбор слова
Слайд 16
Фонетический разбор слова
Порядок фонетического разбора
Разбить слово на слоги, определить их количество и характер (закрытый, открытый).
Записать слово в транскрипции.
Дать полную характеристику звукам.
Указать количество букв и звуков.
Слайд 17
Домашнее задание
§ 13, словарь-справочник, упр. № 49.