Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентацию подготовила
Курсакова Л.И.
Смысловые
частицы
7 класс
Слайд 2
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонения глагола.
Примеры:
Как хорошо играла наша команда!
Мы же хозяева своего слова!
Именно он в прошлом году был чемпионом мира.
Как чист и нежен облик юного лица!
Как бьётся моё сердце!
А ведь красота Земли – вещь священная,
Вспомним пройденное
Слайд 4
Разряды частиц.
Формообразующие
Отрицательные
Смысловые
Давай с тобой дружить.
Да здравствует солнце.
Не бывать этому.
Я не мог не поехать
Что за диковина!
Вряд ли кто увидит.
Слайд 5
Смысловые частицы
Вопросительные: Ли (ль), неужели ,разве.
Эти частицы выражают вопрос: «Неужели вам у нас плохо?» - испуганно спросила Женя
Восклицательные :Что за, как
Эти частицы передают восхищение, негодование, удивление: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! (О.Митяев)
Указательные. Вон, вот
Эти частицы выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание: Весна! Вот уже кое-где мелькает еле заметная зеленая травка.
Сомнительные. Вряд ли, едва ли.
Эти частицы помогают выразить сомнение: Едва ли ты сумеешь взять эту высоту!
ТеориЯ
Слайд 6
Выделительно- ограничительные. Только, лишь исключительно почти
Эти частицы помогают выделить предмет, явление: Гласные звуки состоят исключительно из голоса
Уточняющие. Именно, как раз.
Эти частицы выражают уточнение: Люди уважали Ивана именно за честность
Усилительнные. Даже (и); ни; и; же; ведь; уж; всё; всё-таки; -то.
Эти частицы усиливают определенное слово в предложении: И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом. (А.Пушкин).
Смысловые частицы
ТеориЯ
Слайд 8
Выпишите из текста предложения с частицами не, пусть, да. Объяснить, к какому разряду по значению они относятся.
Мы,— промолвили Частицы,
Можем с каждым подружиться,
Выражаем утверждение, Отрицание,
сомнение…,
— Я всегда,— сказала Не,— Не люблю, что Не по мне.
Заявляю, Не нужна
Людям новая война.
Именно,— сказала Пусть,
— К этому и я стремлюсь:
Пусть на свете больше будет
Тех, кто мир приносит людям!
Да, поднявшись на дыбы,
Говорит Частица Бы.
Эту мысль,— вмешалась Да,—
Подтверждаю я всегда...
Да здравствуют дети
И мир на всей планете!
(А. Тетивкин)
Слайд 9
Найдите частицы.
Определите их разряд
ПрактиКум
Внизу огни дозорные лишь на мосту горят, и колокольни черные, как сторожа, стоят.
2. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие!
Но даже на краю небес все тот же был зубчатый лес.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
5. Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие.
6.Неужели так поздно?
7. Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.
8. И не меня накажет тот, кто изобрел мои мученья.
9. Пускай шумит волна морей!
10. Да будет он отца достоин, да будет дух его спокоен.
(М. Ю.Лермонтов)
Слайд 10
Лишь
-ка, не
ведь
Ж
даже
Уж
Вот
Неужели
Бы
Пускай
Да
Проверь себя!
Смысловые
Формообразующие
Отрицательные
Слайд 11
Упражнение 328.
….уже кое-где мелькает еле заметная травка. ….возле ствола осины папоротник вылез, а среди старых пеньков желтеют корзиночки мать-и-мачехи.
Гласные звуки состоят______________из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я_________после приставок на согласную. _________ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. Среди имён существительных есть такие, которые имеют ___________ форму множественного числа.
Упражнение 331.
ПрактиКум
Вот
Вон
исключительно
только
Лишь
только
Слайд 12
_______ ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ______мы друзья. Ты ______ не посчитался с моим советом, а я ______ говорил тебе как лучше поступить. Ты сам- _____ хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему ___ это не простительно, говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь- ___ отказался.
Упражнение 332.
ПрактиКум
Даже
всё-таки
ведь
ведь
то
же
то
Слайд 13
Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, он быстро приближался.
(По А. Елисееву)
Запишите текст,найдите
частицы,определите их разряд
Слайд 14
Спасибо за урок!
Домашнее задание
Упражнение №