Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Миниатюрная лаковая живопись России
Выполнила: учитель ИЗО и МХК
МОУ СОШ № 45 Бадло Н.И.
г.Копейск - 2015 г.
Слайд 2
«Искусство народных промыслов русской лаковой миниатюры уходят корнями в глубь веков. Это часть богатой духовной культуры народа. Лаковая живопись – неповторимый элемент духовной среды, в которой живут россияне, их приобщения к красоте окружающего мира. Лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти, изысканными цветовыми построениями, поэтичностью образов.»
Слайд 3
История возникновения лаковой росписи
Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае (1122 г до н.э.). Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. Каждая страна развивала лаковую технику по-своему, Японцы, познакомившись с китайскими лаками, превзошли их, особенно в росписи с применением золотого и серебряных порошков в технике «маки-э» и «насидзи».
В 16-17 вв. восточные лаковые изделия были завезены в Европу и, покорив своей красотой, вызвали стойкую моду на лаки. Начало развиваться местное лакирное производство. Во Франции – фирма братье Мартэн. В Англии – предприятия в Понтипуле, Бирмингеме, в Германии – табакерочная фабрика И.Г.Гтобвассера в Брауншвейге.
В России интерес к лакам проявляется с петровских времен. В 1721 году один из кабинетов Петра 1 в петергофском дворце Монплезир был украшен 94 лаковыми панно, весьма искусно исполненными русскими мастерами в китайском стиле.
Слайд 5
Федоскинская миниатюра
В 1798 году в селе Данилкове (ныне Федоскино) под Москвой купец
Коробков открыл небольшую
фабрику по производству лакированных
Козырьков и киверов для русской армии.
Спрос на табакерки натолкнул Коробова
на мысль расширить ассортимент.
Гравюры Коробов выбирал самые популярные , посвященные победе России
над Наполеоном.
В 1818 году вместо гравюр зять Коробова Петр Лукутин стал заполнять крышки табакерок многоцветной росписью, украшать орнаментом, золотом и серебром. Лукутинские табакерки изготовляли из папье-маше. Яркая нарядная роспись в сочетании с черной лакированной поверхностью горела, как драгоценные камни.
Слайд 6
Лукутинские мастера, кроме обычной живописи масляными красками , украшали орнаментом либо на черной поверхности, либо на переливчатом фоне, от золотистых до холодных голубых тонов. Узор золотом и серебром из легких завитков, сеточек и цветов придавал табакеркам особую изысканность и нарядность.
В 19 веке лукутинские живописцы изобрели прием росписи «по-сквозному» - лессированное письмо прозрачными слоями по металлическим подкладкам, перламутру.
Особое место занимает мотив троек - в 1818г. А.О.Орловский
«Тройка с фельдъегерем». Тройки
летние и зимние, парные, одиночные, обгоняющие друг друга.
Тройка превращается в своеобразную эмблему промысла.
Слайд 7
Тройки,хороводы и пляски Ю.В.Карапаева - это целый мир русской жизни. Нежный шелест березовых рощ, журчанье ручейков, щебетанье птиц, плавное движение девичьих хороводов.
«Весна», «Птица Сирин и птица Феникс» – М.Рогатовой – фольклорные обрядовые жанровые зарисовки.
В миниатюрах В.В.Синельниковой жанровые и литературные мотивы.
В 1904 году Лукутинская фабрика прекратила свое существование.
В 1910 году была организована Артель живописцев в селе Федоскино, она работает до сих пор.
Современное Федоскино –это разнообразие произведений,
открывающие нам прекрасный мир чудес.
Слайд 8
ПАЛЕХ
Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше.
Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами.
После революции 1917 г. иконописный промысел Палеха прекратил свое существование. 5 декабря 1924 г. в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Ее учредителями стали И.И.Голиков,И.М.Баканов, И.И.Зубков, А.И.Зубков,А.В.Катухин.
Слайд 9
Самыми популярными композициями первых лет существования Палехской миниатюры стали стали «тройки», «охота», «битвы»,
«парочки», «пастушки», «гулянье».Палешане не отказались от привычной технике письма яичными красками с применением твореного золота.
Старейший живописец, один из первых вступивший в артель, Аристарх Александрович Дадыкин изобразил на
крышке шкатулки сцену
жатвы –»На колхозных полях».
История советского Палеха начинается со шкатулки И.И.Голикова «Красный пахарь» (1926г.). И.И.Голиков – мастер коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами расцвечены всеми красками радуги.
Иван Иванович Зубков – тонкий ценитель родной сельской природы.»Пейзаж», «Парочка», «У речки».
Слайд 10
Сюжеты для своих росписей палешане чаще всего черпали из русской и советской литературы – А.С.Пушкин, А.М.Горький.
Александр Васильевич Котухин чаще всего обращался к героям Русских былин.
И.М.Баканов – безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоев –
«Сказка о Золотом петушке»,
«Степан Разин».
В настоящее время в Палехе живет и работает более 600 художников различных объединениях.
Слайд 11
МСТЕРА
Мстерская миниатюра – вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1930 г. в поселке Мстера Владимирской области на основе иконописного промысла.
В 1923 г. мстерские иконописцы А.Н.Куликов, Н.П.Клыков, А.И.Брягин организовали «Артель древнерусской живописи», попытавшись перенести свое искусство на украшение деревянных точеных изделий – солонок, тарелок, матрешек, коробочек. К 1930 г. ими была освоена технология изделий из папье-маше, заимствованная у мастеров Федоскино. В 1931 г. в Мстере была образована артель миниатюрной живописи «Пролетарское искусство».
Слайд 12
Особенности Мстерской миниатюры
Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи. Темами для нее служат фольклор, история, современность. Композиция миниатюр условна(ярусность построения,разномасштабность фигур, объединение разновременных событий). Живописть отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Место действия персонажей чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль «русских палат».Это отличает их от Палехских миниатюр. Характерная особенность – ковровая декоративность, разнообразность и уточненность колористических оттенков с единством общего тона композиции.
Слайд 13
В Мстерской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными масками на фоне сияющего голубого неба. Пространство строится несколькими живописными планами и имеет глубину. Композицию обрамляет тонкий изящный орнамент, выполненный твореным золотом, ковровая цветочная роспись часто покрывает боковые грани ларцов и шкатулок. Цветочный орнамент может играть и самостоятельную роль, украшая крышки изделий.
Цветовая гамма Мстерской школа – голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная.
В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
При росписи шкатулок используются темперные краски.
Слайд 14
ХОЛУЙ
Холуйская миниатюра – народный промысел , развившийся в селе Холуя Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше (шкатулки, кубышки, игольницы).
Первоначально слободские умельцы занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры.
В 1934 году в Холуе была создана художественная артель – С.Мокин,К.Костерин, В.Пузанов-Молев, Д.Добрынин.
В 1937 г. На Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали.
В музее Холуйской лаковой миниатюры представлены работы мастеров В.Фомина, Б.Тихонравова, Н.Бабурина, Б.Киселева, Н.Денисова.
Слайд 15
Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
Для экономии средств мастера обучаются работе не на предмете, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.
Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в Англии, США, Италии, Испании, Канаде.
Слайд 17
Ростовская финифть
«Финифть» -«светлый, блестящий камень» или эмаль - древнейшее русское искусство известно на территории Руси с Ш в. Особенно часто и умело пользовались для украшения эмалью в 11-13 веках. Финифтяная живопись привилась в Ростове еще 18в. Паломникам и богомольцам, посещающим Ростов Великий, требовалось все больше и больше ярких и красивых иконок, образцов. Живописные изображения святых, евангелистов, сцены из Библии в больших количествах стали заказывать в Ростове церкви и монастыри.
Слайд 18
В Ростове работали великие мастера миниатюры. В реалистической манере, в ярких, красочных и жизнерадостных тонах, при помощи выразительного рисунка и сложнейшей техники финифтяного дела они создавали произведения искусств. Прелесть ростовской финифти в том. Что одинаковых миниатюр быть не могло. В сюжете, в трактовке изображений, в рисунке, в колорите всегда проявляется индивидуальность мастера. И хотя манера в основном была реалистической, мастера исходили в своих произведениях из русских икон, фресок.
После революции образки стали не нужны. Тогда остановились на изготовлении ювелирных изделий – кольца, серьги ,зеркальца и коробочки. В 1956 году организовалась самостоятельная артель «Ростовская финифть», а 1960 году она стала фабрикой.
Слайд 19
Процесс создания живописной эмали - эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность – основу для живописи. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем - легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз. Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов еще ремесленниками Киевской Руси. Живопись по эмали появилась на Руси в конце 17 века.
Мастера живописной эмали – А.А.Назаров - иконописная миниатюра; Н.А.Куландин- исторический пейзаж, сказочно-бытовые портреты; Б.Михайленко – медальоны с портретами русских поэтов и писателей; А.В.Тихонов – лирический пейзаж.
Слайд 20
Нижне-Тагильская лаковая роспись
Первые русские металлические изделия с лаковой росписью - подносы появились в середине 18 века на Урале. В 1790 году в Нижнем Тагиле насчитывалось 12 лакировочных фабрик, которые выпускали разнообразную домашнюю утварь из бракованного листового железа с лаковой росписью. В период с 1806 по 1820 год при Нижнетагильском заводе существовала специальная «школа живописи на железе и лакирования железных вещей», организованная В.И.Албычевым по личному распоряжению Демидова.
Слайд 21
Искусством лаковой росписи славились крепостные живописцы Демидова - Сидор и Василий Дубасниковы, Терентий Перезолов и семья Худояровых. Худояровы работали в 1780г. по заказу Н.А.Демидова над украшением интерьеров его особняков в Москве и Санкт-Петербурге – с большим профессиональным мастерством и «живописью» изобразили птиц и бабочек в «китайском вкусе».
Самые ранние тагильские подносы были громоздкими и тяжелыми, прямоугольной формы, прикрепленными с оборотной стороны дна перекрещенными металлическими прутьями. Изготовленный отдельно просечной борт, украшенный рядом металлических шариков («бусин»),вручную приделывался к днищу - и напоминал столешницу западноевропейского(английского) чайного столика. Роспись этих вещей часто повторяет картины и гравюры разных художников.
Подносы 19в. становятся более легкими и меньшего размера, исчезают тяжелые пруты на дне, вместо массивных кованных ручек практикуются фигурные просечные отверстия для прихвата.
Слайд 22
В украшении появляются импровизации в виде романтических пейзажей и букетов цветов, выполненных в духе западноевропейской живописи.
После революции 1917 года наладили выпуск подносов с росписью артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря».В 1957г.на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды.
Сильный толчок к возрождению дало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслов»(1974г.). Во главе промысла стала А.В.Афанасьева, владеющая приемами исконной уральской двухцветной росписи.
В 1991 году в городе был создан Музей истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Слайд 23
ЖОСТОВО
Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий с первой половины 19в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825г.) откупившихся на волю крестьян – братьев Вишняковых.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в 1960г. была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 24
Отличие Жостово от других росписей - обилие красок, яркие и ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов и птиц и др. элементов.
Изготовляются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют. Затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи – цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Самым распространенным видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Слайд 25
Техника жостовской росписи своеобразна и неповторима. Пишут художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене, поворачивая его при работе. Рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперек подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись.
Выполняется роспись в 4 этапа:
«Грунтовка» и «Замалевка»;
«Тележка» и «Прокладка»;
«Бликовка»;
«Чертежка», «Привязка», «Уборка»
Слайд 26
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Каждый поднос – уникальная авторская работа. Иногда живопись светится особым мерцающим светом. Это мастер использует в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос.
Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств.
Слайд 27
Литература:
Богуславская И. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собраниях Государственного Русского музея. – Искусство. Ленинград. 1976 г. -199с., ил.
Иванова Н.Н. Музей народного искусства. – Из-во «Советская Россия» М. 1972г.
Рогов А.П Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. – М.; Просвещение, 1982. – 240с., ил.
П.П.Бажов. Каменный цветок. Ил. Букарева Г.К. и Ковалева А.В. Изд. Художник РСФСР. Ленинград 1972г.
Наборы открыток:
Русские художественные лаки. – 1981 г.
Искусство жостовских мастеров . 1979г.
Лаковая миниатюра Холуя. 1978г.
Федоскино. 1977г.
Песни России. Худ.Миронов В.И. (Палех) – 1987г.
Былины Худ.Суркова М. (Палех) 1965г.
Волга и Микула Селянинович Худ. Бокарев К. (Палех) 1070г.
Василиса Прекрасная. Худ.Куркин А.М. (Палех) 1981г.
Сказка о царе Салтане. Худ. Блохин А. (Палех). – 1966г.
Интернет-ресурсы:
Ru.Wikipedia.org
Bibliotekar.ru
Nasledie.rus.ru
Miniatury.nard.ru
Zlatoshveka. com