Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
В гаванях Афинского порта Пирей
Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород
Бортникова Т.И.
Древний мир
5 класс
Слайд 2
Цели урока:
показать роль Афинского морского союза в процессе завершения греко-персидских войн и дальнейшего возвышения Афин в 5 в. до н.э.;
дать представление о роли порта Пирей в деле укрепления богатства и могущества Афин;
способствовать созданию условий для понимания неравного положения переселенцев и рабов по отношению к гражданам;
формировать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, соотносить себя с конкретной исторической эпохой.
Слайд 3
План изучения нового материала
1.Порт Пирей
2.Военные гавани порта.
3.Роль Пирея в развитии торговли Афинского государства.
4.Тяжёлая участь рабов.
Слайд 4
Расширяем словарный запас
Граждане – коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами.
Пошлина – плата за право торговать в Афинах
Вольноотпущенники – рабы, которых их владельцы отпустили на свободу
Слайд 5
Проблемный вопрос
Какова роль порта Пирей в истории города Афины и Древней Греции?
Слайд 6
Афинский морской союз.
После побед при Саламине и Платеях греки стали освобождать острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами они создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.
Слайд 8
Военные гавани порта.
В военных гаванях находилось более 400 судов. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз.
Слайд 9
В военных гаванях
Военный корабль – триера
Афинский флот был самым сильным. На военных кораблях служили только афинские граждане. Богатейшие граждане по афинским законам должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю
Слайд 10
В торговой гавани
Самая большая гавань Пирея была торговой. В Греции ее называли «ртом Афин».
Как вы думаете, справедливо ли это? Почему?
Слайд 11
В торговой гавани
Опишите по картине торговую гавань Пирея.
Слайд 12
Тяжёлая участь рабов
В V веке до н. э. почти во всех греческих городах были рынки рабов. На рынке продавали и покупали мужчин, женщин, подростков и маленьких детей. Покупатели осматривали «живой товар», щупали у рабов мускулы, заставляли их поднимать тяжести, бегать и прыгать. На груди раба висела дощечка. На ней было написано, сколько ему лет и что он умеет делать. Покупатель и продавец торговались о цене раба.
Слайд 13
Глядя на иллюстрации, перечислите некоторые из работ, выполнявшихся рабами.
Тяжёлая участь рабов
Слайд 14
Тяжёлая участь рабов
Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами. Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.
Слайд 15
Тяжёлая участь рабов
За один день работы в V веке до н. э. свободным афинянам платили:
каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.
Цены на рабов и скот в Афинах в V веке до н. э.:
погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм; бык — 50 драхм, свинья — 3 драхмы.
Изучите документ.
Все ли свободные афиняне владели рабами?
Слайд 16
Работа с текстом
Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом площадью около 150 кв.км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что по ним можно было передвигаться только ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в этом смрадном аду.
Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода.
Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия, можно забыться тяжёлым сном.
Что вас особенно поразило в положении рабов, трудившихся в рудниках?
Слайд 17
Тяжёлая участь рабов
Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.
Слайд 18
Тяжёлая участь рабов
Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.
Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.
Слайд 19
Проблемный вопрос
Какова роль порта Пирей в истории города Афины и Древней Греции?
Слайд 20
Порт Пирей сегодня
Сегодняшний порт Пирей, построенный на месте древнего города, – это крупный морской и торговый центр не только Греции, но и всего Средиземноморья.
Слайд 21
§ 36, подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей.
Домашнее задание
Слайд 22
Использованная литература
История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2008
Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2009
О.В. Арасланова, К.А. Соловьёв Поурочные разработки по истории Древнего мира. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2007
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005
“Я познаю мир: Детская энциклопедия : История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001
Слайд 23
Интернет-источники
8 слайд – иллюстрация из презентации Ряднова Александра Александровича http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istorii-po-teme-v-gavanyah-afinskogo-porta-perey-541363.html
http://mmkaz.narod.ru/antiquity/lectures/l06_crisis.htm
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/vozvyshenie-afin-v-5-veke-do-n-e-i-rastsvet-demokratii/v-gavanyah-afinskogo-porta-pirey-variant-2-zarapin-r-v
http://www.ancientcity.ru/karti/karta-pireya-i-drevnich-afin.html
http://www.xlegio.ru/navy/ancient-ships/to-the-question-of-ancient-seafaring/
http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/429-rastsvet-afin-v-seredine-v-veka-do-n-e.html
http://www.nsad.ru/articles/istoriya-otnoshenij-ot-raba-do-naemnogo-rabochego
http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/428-rabstvo-v-gretsii-v-v-veke-do-n-e.html
http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st090.shtml
http://history-tema.com/wp-content/uploads/2014/02/raby-na-kamenolomne.jpeg
http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Grecheskie-kolonii-na-beregakh-Sredizemnogo-i-Chernogo-morey
http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/428-rabstvo-v-gretsii-v-v-veke-do-n-e.html
http://www.ice-nut.ru/greece/greece068.htm