Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Составить и записать словосочетание с данными на доске словами так, чтобы было ясно значение данных слов.
1 группа – корень, крыло, жёсткий;
2 группа – фигура, площадь, мелкий;
3 группа – линия, команда, крутой.
Слайд 2
Синтаксис- это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.
Слайд 3
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.
Слайд 4
Цели урока: -закрепить и систематизировать знания учащихся о словосочетании как синтаксической единице; -развивать умение выделять словосочетания из предложения; -познакомить учащихся с разными видами подчинительной связи.
Слайд 5
Словосочетание –
это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Слайд 6
Словосочетание состоит из Главного и зависимого слов
Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.
Смысловая часть устанавливается по вопросам (от главного к зависимому).
Грамматическая выражается с помощью окончания и предлога.
Слайд 7
Словосочетание
называет
предметы, действия, признаки
состоит
из главного и зависимого слов,
является
строительным материалом для
предложения.
Слайд 8
Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
1.
а) на письменном столе
б) корабль отплыл
в) громко засмеялся
г) прыгнули с моста
Слайд 9
Не являются словосочетанием
грамматическая основа - подлежащее и сказуемое:
пришла пора; мы будем веселиться; парк красив; настанет лето и т.п.
Слайд 10
Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
2.
а) постучать в дверь
б) жить по-новому
в) из-за опоздания
г) в первых рядах
Слайд 11
Не являются словосочетанием
сочетания самостоятельного слова со служебным:
около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.
Слайд 12
Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
3.
а) платье в клетку
б) проснуться утром
в) пропущенный урок
г) бить баклуши
Слайд 13
Не являются словосочетанием
сочетания слов в составе фразеологизмов:
нести околесицу, с гулькин нос,
притча во языцех, разделать под
орех, шарашкина контора, на
кудыкину гору и т.п.
Слайд 14
Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
4.
а) будем работать
б) сидел молча
в) сомневаться в сказанном
г) за интересной книгой
Слайд 15
Не являются словосочетанием
составные словоформы:
более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.
Слайд 16
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое
Сочетания самостоятельного слова и служебного
Сочетания слов в составе фразеологизмов
Составные словоформы
Слайд 17
Способы подчинительной связи между словами в словосочетаниях
Согласование
Управление
Примыкание
Слайд 18
Согласование –
такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа:
молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.
Слайд 19
Согласование
Главное слово:
имя существительное.
Зависимое слово:
имя прилагательное,
местоимение,
порядковое
числительное.
Слайд 20
Управление –
такой способ подчинительной связи слов, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога:
рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них и т.п.
Слайд 21
Управление
Главное слово:
глагол,
причастие, деепричастие,
существительное,
прилагательное,
числительное.
Зависимое слово:
имя
существительное,
местоимение,
числительное.
Слайд 22
Примыкание –
такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно:
внимательно слушать; собираться уехать; идти, не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.
Слайд 23
Примыкание
Главное слово:
глагол,
причастие, деепричастие,
наречие,
существительное,
прилагательное.
Зависимое слово:
наречие,
деепричастие,
инфинитив,
сравнительная форма,
неизменяемое
прилагательное,
притяжательное
местоимение.
Слайд 24
Выпишите из предложения все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.
Зари багровой полоса объемлет ярко небеса.
Слайд 25
Цели урока: -закрепить и систематизировать знания учащихся о словосочетании как синтаксической единице; -развивать умение выделять словосочетания из предложения; -познакомить учащихся с разными видами подчинительной связи.
Слайд 26
Д.З. $ 18 – теория, - Упр.132 – выписать из первого предложения все возможные словосочетания 1 группа + разбор под № 2. 2 группа + разбор под № 1. 3 группа + разбор под № 3.