Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ
по русскому языку
Слайд 2
Урок подготовки
к сочинению-рассуждению.
Слайд 3
Цель урока:
1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Слайд 4
План сочинения-рассуждения.
Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Отражение позиции автора.
Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.
Заключение.
Слайд 5
Как понять исходный текст?
Текст
↓
1. О чем? (Ты увидишь тему.)
↓
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
↓
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
↓
4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)
↓
5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)
↓
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
↓
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
Слайд 6
Стили речи делятся на:
КНИЖНЫЕ
- научный;
- официально-деловой;
- публицистический;
- художественный.
РАЗГОВОРНЫЙ
Слайд 7
Особенности публицистического стиля речи:
Цель публицистического стиля речи – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.
Сфера применения публицистического стиля – общественно-политическая жизнь; газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Жанры публицистики – статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, доклад, выступление по радио, телевидению, на собрании.
Основные стилевые особенности – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Основные языковые средства – сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.д.
Слайд 8
Типы речи
ПОВЕСТВОВАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
ОПИСАНИЕ
а) исходный тезис;
б) аргументы, включая примеры и доказательства;
в) вывод
Слайд 9
Какие бывают проблемы?
нравственные
морально-этические
экологические
патриотические
социальные
психологические
философские
социально-психологические
социально-философские и т.д.
Слайд 10
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• общественно значимой;
• злободневной;
• актуальной;
• насущной;
• острой;
• важной;
• серьезной;
• спорной;
• основной;
• глубокой;
• назревшей;
• неразрешимой;
• наболевшей;
• мучительной;
• жгучей;
• тяжелой и т.д.
Слайд 11
Вступление может быть написано в форме:
1) лирического размышления;
2) ряда риторических вопросов, созвучных проблеме текста;
3) рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тексту;
4) диалога с воображаемым собеседником о проблеме текста;
5) именительного темы.
Слайд 12
Варианты вступления:
… - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В своей статье, говоря о …, … поднимает …(какую?) проблему …
Автор текста … не случайно обратился к теме … . Проблема, которую он затрагивает, … . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.
… – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в России. Его волнуют проблемы общественной жизни, в том числе и проблема … .
Мир, в котором мы живём, трудно назвать совершенным. В нём много хорошего, но много и такого, что для неравнодушного человека является неприемлемым. Так, для …, автора данного текста,
неприемлемым является … .
Слайд 13
Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:
1) насколько злободневна проблема;
2) что делает ее злободневной;
3) традиционна ли эта проблема или нова;
4) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;
5) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;
6) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме;
7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души и т.д.)
Слайд 14
Автор может:
• эмоционально воздействовать на читателя;
• заставить читателя задуматься над проблемами;
• пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;
• убеждать читателя в правоте своей позиции;
• использовать ряд убедительных аргументов;
• открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …;
• призывать читателя к …
Слайд 15
Формулировка позиции автора:
По мнению автора, …
Публицист убеждён в том, что…
Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: …
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка…
Слова автора «…» отражают основную идею. Автор призывает нас к …
В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, «…»
Автор убеждает читателя в том, что…
Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
Слайд 16
Изложение собственной точки зрения:
Я полностью согласен с автором…
Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что…
Как и автор, я убеждён в том, что…
Безусловно, нельзя не признать правоту автора…
Нельзя не согласиться с автором…
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
Слайд 17
Заключение может быть написано в форме:
Концовка с использованием цитаты.
Вывод-впечатление.
Ответ на вопрос.
Призыв к действию.