Презентация - Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ
Распечатать
  • Уникальность: 88%
  • Слайдов: 48
  • Просмотров: 510
  • Скачиваний: 40
  • Размер: 1.23 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 1
Урок русского языка
Подготовка к сочинению-рассуждению

Слайд 2

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 2
Орфоэпическая дуэль
Аэропорты Банты Брала Значимый Закупорить Клала Намерение Средства Понявший Щемит
Бухгалтеров Баловать Бензопровод Донельзя Ждала Жалюзи Заперта Красивее Цепочка Черпать

Слайд 3

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 3
АЭРОПОРТЫ
АЭРОПОРТЫ
БУХГАЛТЕРОВ
БУХГАЛТЕРОВ
БАНТЫ
БАНТЫ
БАЛОВАТЬ
БАЛОВАТЬ
БРАЛА
БРАЛА
БЕНЗОПРОВОД
БЕНЗОПРОВОД
ЗНАЧИМЫЙ
ЗНАЧИМЫЙ
ДОНЕЛЬЗЯ
ДОНЕЛЬЗЯ
ЗАКУПОРИТЬ
ЗАКУПОРИТЬ
ЖДАЛА
ЖДАЛА
КЛАЛА
КЛАЛА
ЖАЛЮЗИ
ЖАЛЮЗИ
НАМЕРЕНИЕ
НАМЕРЕНИЕ
ЗАПЕРТА
ЗАПЕРТА
КРАСИВЕЕ
КРАСИВЕЕ
ПОНЯВШИЙ
ПОНЯВШИЙ
ЦЕПОЧКА
ЦЕПОЧКА
СРЕДСТВА
СРЕДСТВА
ЧЕРПАТЬ
ЧЕРПАТЬ
ЩЕМИТ
ЩЕМИТ

Слайд 4

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 4
Орфографическая минутка: корни-омонимы. Распределите слова по соответствующим правилам
Гореть, гористый, сгорать, горевать, пригореть, загар, растение, росистый, взращённый, водоросли, роса, вытер, утерянный, затирать, потеря, касаться, коса девушки, коснуться, косить косой, примирять (врагов), замирать, примерять (костюм), смириться с поражением, замереть

Слайд 5

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 5

Слайд 6

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 6
Правильныйответ (взаимопроверка)
Чередующиеся корни Гореть Сгорать Пригореть Загар Растение Взращенный Водоросли Вытер Затирать Касаться Коснуться Замирать Замереть
Проверяемые гласные в корне слова Гористый Горевать Росистый Роса Утерянный Потеря Коса девушки Косить косой Примирять врагов Примерять костюм Смириться с поражением

Слайд 7

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 7
Расшифруйте данные слова
С е р н о и а е ч с с н и у е ж д е н и -

Слайд 8

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 8
Подготовка к ЕГЭ
Сочинение-рассуждение

Слайд 9

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 9
Типы речи
1. Описание (какой?) – изображение предмета или явления путем перечисления его характерных признаков 2.Повествование (что делает? что сделает? др.)- связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени, о последовательности действий, следующих друг за другом. 3. Рассуждение (почему?)- доказательство определенной точки зрения, логичное, аргументированное объяснение чего-либо.

Слайд 10

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 10
Определите тип текста
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины

Слайд 11

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 11
Определите тип текста
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…

Слайд 12

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 12
Определите тип текста
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное. Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря! Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет. Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями.

Слайд 13

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 13
Что такое рассуждение?
Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли.  Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

Слайд 14

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 14
Структура текста-рассуждения

Слайд 15

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 15
Что такое сочинение –рассуждение ЕГЭ?
Это ваш диалог с автором предложенного для анализа текста Это ваше умение вступать в диалог как культурная личность

Слайд 16

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 16
Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление - приглашение к разговору - определение темы (проблемы) текста - представление автора - переход к основной части, связь с ней. 2. Основная часть: - Проблема, затронутая в тексте -Комментарии к проблеме -Логическая связь между комментариями -Позиция автора -Ваша точка зрения 3. Заключение – ответ на поставленный в начале сочинения вопрос.

Слайд 17

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 17
Работа с детальным планом, который дан на распечатке

Слайд 18

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 18
СОЧИНЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ ЕГЭ I абзац: 1. Вступление. (2- 3 предложения, где нужно подвести читателя к проблеме, можно в виде вопросов) 2. Проблема. Формулировка проблемы – только одной! Четко сформулировать проблему, сообщить о прочтении текста, назвать автора (слово «проблема» обязательно должно быть использовано в этом абзаце) II абзац: 3. Связка. («Именно над этим вопросом рассуждает автор…») Далее -комментарий 1(пример-иллюстрация автора: или цитата, или отрывок из цитаты, или краткий пересказ, или указание номера предложения + пояснение: свое объяснение, свой вывод по иллюстрированному материалу.

Слайд 19

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 19
III абзац: 4. Связка. («Во втором примере автор показывает…» «очень выразительна сцена, когда…», «особенно важна сцена, когда…») Комментарий 2 (пример-иллюстрация автора: или цитата, или отрывок из цитаты, или краткий пересказ, или указание номера предложения + пояснение: свое объяснение, свой вывод по иллюстрированному материалу. !!! Второй и третий абзацы можно объединить в один. !!! Смысловая связь может быть обозначена либо МЕЖДУ примерами-иллюстрациями, либо ПОСЛЕ них (смотри ниже таблицу) 5. Смысловая связь. («Так, раскрывая в полной мере проблему……………, автор в первом примере показывает, что…………….., а во втором, что……………», «Так, противопоставляя эти два примера, автор……..»).

Слайд 20

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 20
IV абзац: 6. Позиция автора. («Позиция автора ясна:…», «Автор убедительно показал, что….») V абзац: 7.Собственная позиция: Обоснование своей позиции (тезис + комментарий-размышление). 1 предложение. Согласие. («Невозможно не согласиться с мнением автора……, потому что…..», «Я согласен с мнением автора……, потому что……»). 2 предложение. Тезис. («Я считаю…») 3-6 предложения. Обоснование. («Объяснить, почему так считаешь….») 7 предложение. Итог-вывод. VI абзац: 6. Заключение. (Концовка). («Таким образом, можно сказать, что поднятая автором проблема…», «Таким образом,…..», « Исходя из вышесказанного,….»

Слайд 21

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 21
Образец сочинения 1. Вступление
В чём состоял подвиг советских солдат во времена Второй мировой войны? Именно этим вопросом задаётся в предложенном для анализа тексте русский советский писатель В.А. Каверин, поднимая проблему героизма солдат в годы войны.

Слайд 22

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 22
Основная часть(комментарий 1)
Раскрывая свои мысли, автор рассказывает о Льве Никольском – кандидате филологических наук, который в трудный для страны момент отправился защищать Родину. Человек науки не смог сидеть, сложа руки, когда его товарищи погибали на полях сражений. Он вышел на защиту Родины, показывая при этом удивительную силу воли и храбрость (предложения 6-7). Здесь писатель показал, что Никольский – настоящий герой.

Слайд 23

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 23
Комментарий 2 + смысловая связь
Далее мы узнаем, что все товарищи Льва Никольского погибли, кроме Пети Данилова – разведчика, который был тяжело ранен в грудь. Несмотря на это, преисполненный мужеством человек шёл к пулемёту, чтобы отбиться от немцев (предложение 34). Ему хватило сил даже зачитать стихи, чтобы, очевидно, укрепить свой боевой дух (предложение 37). Будучи смертельно раненым, Данилов своими действиями отвлекает врагов, давая возможность Никольскому добраться до орудия. И в этом мы видим его самопожертвование. Этим примером В.А. Каверин ещё больше подчеркивает то, насколько были мужественными и героичными солдаты на поле боя. Таким образом, эти два примера, дополняя друг друга, показывают, что русские воины, защищая Родину от захватчиков, не боялись ничего, даже самой смерти и готовы были пожертвовать собой во имя других.

Слайд 24

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 24
Позиция автора
Позиция автора такова: подвиг солдат в годы войны не зависел от профессии, возраста или других факторов, он проявлялся в их самоотверженности и силе духа. А это и есть истинный героизм.

Слайд 25

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 25
Мое мнение
Я не могу не согласиться с автором, потому что русские воины действительно были очень храбрыми и мужественными. Сила духа этих людей проявилась в том, что они не думали о подвиге, а совершали его (мой тезис). В отечественной литературе есть много произведений, подтверждающих мою мысль. Именно таковым является Андрей Соколов, главный герой произведения “Судьба человека” М.Шолохова. Война стала для него настоящим испытанием: он был дважды ранен, попал в плен, был вынужден убить голыми руками предателя, потерял всех своих родных в этой страшной войне. Но, несмотря на все эти испытания, герой не сломался, а, наоборот, верил в победу, не терял надежду. Особенно ярко это проявилось в схватке с комендантом немецкого лагеря Мюллером, когда Соколов, рискуя жизнью, отказался пить за победу немецких войск. Своей несгибаемой волей он поразил Мюллера, который мог в любой момент расстрелять его. Так, поступок Соколова говорит о настоящем подвиге, ведь он остался до конца человеком и патриотом.

Слайд 26

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 26
Заключение
В заключение хочется сказать, что наша жизнь является такой, какой мы привыкли её видеть - спокойной, мирной - именно благодаря мужеству и самопожертвованию наших солдат, которые, проявляя истинный героизм, шли умирать, чтобы защитить Родину.

Слайд 27

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 27
Выделите в предложенном сочинении структурные компоненты сочинения
Используйте для этого ручки разных цветов.

Слайд 28

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 28
Работа над композицией сочинения

Слайд 29

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 29
Шаг 1. Внимательно прочитайте текст. Вначале определяем тему . Тема – это то, о чем говорится в тексте. Определяется 1-2 словами. Например: спорт, поэзия, охрана природы.

Слайд 30

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 30
Шаг 2. Затем, исходя из темы, определяем проблему(1 из проблем) Это вопрос, который ставит автор. Определяется целым предложением. Например: Почему нужно заниматься спортом? Какое влияние оказывает поэзия на формирование личности? Как нужно относиться к природе?

Слайд 31

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 31
Можно к слову проблема добавить определение (философскую проблему, нравственную проблему, экологическую проблему и т.д.)

Слайд 32

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 32
Шаг. 3 Вступление
Во вступлении можно дать определение проблемы (что это такое?)Например, проблема «Как нужно относиться к природе?» Определение для вступления: Природа –это окружающий нас мир, это наше богатство, это моря и реки, леса и горы… Можно начать с риторических вопросов. Что для нас значит природа? Как мы должны относиться к ней?

Слайд 33

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 33
Шаблоны (клише) для речевого оформления проблемы
Автор поднимает проблему (в Род.п. чего?) влияния поэзии на формирование личности. Автор затрагивает важную философскую проблему… Автора текста волнует нравственная проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, заключается в том, что… Текст Д. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает Д. Лихачев.

Слайд 34

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 34
Шаг 4.
Соответственно выбранной проблеме подбираем 2-3 эпизода из текста и комментируем проблему, т.е. иллюстрируем ее этими примерами. Поясните значение каждого примера для данной проблемы и укажите смысловую связь между ними.

Слайд 35

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 35

Комментарий – это размышление, пояснение, истолкование, анализ данного примера из текста, с точки зрения авторского отношения к нему, авторских эмоций. Зачем автор это изображает, как с помощью этого эпизода раскрывается проблема? Ход мыслей автора.Но это не просто пересказ эпизода!!! Комментаторы на ТВ. Комментарий учителя перед выполнением упр.

Слайд 36

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 36
Что можно использовать для комментария (пояснения)?
Жанр. Для чего именно этот жанр? (притча, мемуары) Композиция (противопоставление эпизодов, кольцевая композиция и т.д) Высказывания (автор цитирует чье-то мнение. А почему автор это цитирует?) Описание черт человека, природы. С какой целью автор обратил на это внимание.

Слайд 37

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 37
Деталь. О чем она говорит? Авторская полемика (прямая или скрытая) с кем-то или чем-то. На чьей стороне автор? Поступки персонажей. Какие чувства вызывают эти поступки у автора? (одобряет или осуждает?) Яркое средство выразительности (метафора, лексический повтор, эпитет, сравнение, ритор. Вопрос) Конкретные факты, статистические данные

Слайд 38

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 38
Связь между эпизодами
Для связи 1 и 2 эпизода можно использовать такой переход: автор не только подробно рассказывает о действиях героя, но и описывает его мысли.

Слайд 39

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 39

Слайд 40

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 40
Цитаты при комментировании
1. Прямая речь. 2. Косвенная речь 3. Вводные слова 4. Частичное цитирование

Слайд 41

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 41
Шаг 4.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Слайд 42

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 42
Авторская позиция
Это ответ на вопрос, который автор ставит в тексте (ответ на проблему). Предполагаемое решение проблемы. Скрытое или явное. Обычно авторская позиция в конце текста. Автор нас к чему-то призывает (побудительные предложения): Читайте классику! Обращайте внимание на такие слова: самое главное, следует, необходимо и т.п. Проанализируйте вводные слова и выражения – и выйдите на авторское отношение. Бесспорно, к счастью, к сожалению и т.д

Слайд 43

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 43
Авторская позиция
Оценочные слова, с эмоциональной окраской, эпитеты (замечательный, удивительный, великолепный, ….отвратительный, ужасный, безобразный) Суффиксы : душенька, доченька, черноморденький, Сравнения Кирибеевич – упал, словно сосенка.

Слайд 44

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 44
Авторская позиция
Выяви положительного героя и отрицательного, выясни, на чьей стороне автор и почему.

Слайд 45

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 45

Иногда можно сначала сформулировать авторскую позицию, а потом проблему.

Слайд 46

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 46
Своя позиция
Выразить согласие или несогласие. Нужно выразить свою позицию. Позиция – это точка зрения. Изложите это в виде тезиса, в виде одного предложения (это не авторская позиция, хотя она будет близка).Как было раньше? Я согласен с т.зр автора. Приведу примеры из текста… Не дублировать позицию автора. Перекличка. Процесс труда доставляет удовольствие (автор). Моя позиция: если ты занимаешься любимым делом, ты счастлив.

Слайд 47

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 47
Обоснование
Да, действительно внутренняя красота важнее, чем внешняя, так как поступки, поведение человека, его отношение к окружающим людям, к природе – это истинная красота, которая никогда не состарится, это духовное богатство, в отличие от красоты внешней, которая очень быстро исчезает с течением времени.

Слайд 48

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ, слайд 48
Заключение.
Вступление и заключение - это своеобразная рамочка для картины-основной части сочинения. Их можно писать после всего, т.е. обрамлять готовую картину. Вступление и заключение должны перекликаться. Это может быть чье-то высказывание, пословица. Например: «Красоту уносят годы, доброту не унесут».
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.