Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технология работы над сочинением-рассуждением ЕГЭ по русскому языку
Прокопьева О.И.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Гимназия№3»
г.Октябрьского Республики Башкортостан
2017
Методические рекомендации
Слайд 2
Проблема – вопрос, над которым размышляет автор.
Сформулировать проблему можно:
В виде вопроса.
Что такое … ? (талант)
Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?
В чем заключается … ?
Какую роль в жизни человека играет … ?
Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы
2. В виде четкого и лаконичного предложения:
проблема (чего?) поднимается в тексте.
Автор поднимает проблему …
Автора волнует проблема …
Отрывок посвящен проблеме …
В тексте представлена проблема …
Слайд 3
Виды вступлений
Лирическое размышление
Ряд риторических вопросов, созвучных проблеме текста
Ряд назывных предложений, создающих образную картину
Риторическое восклицание
Цитата из исходного текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой.
Ключевое слово текста.
Факты биографии автора, его взгляды и убеждения(если они вам известны)
Слайд 4
Комментарий – пояснение, объяснение, толкование рассуждение по проблеме с опорой на исходный текст.
Комментарий дается с опорой на следующие вопросы:
На каком материале автор раскрывает проблему
На чем заостряет свое внимание?
Какие имена (факты, событие) упоминает автор? Для чего?
Какого эмоциональное отношение автора?
Какие языковые средства используются?
Слайд 5
Как оформить комментарий?
Разворачивая комментарий, можно использовать маркеры клише:
Рассматривая проблему на примере … , автор (с иронией, тревогой, возмущением) рассказывает о том, что …
Решая проблему, автор подчеркивает …
Комментируя эту проблему, нельзя не отметить моменты, которые особенно волнуют автора. Это …
Автор использует яркие примеры …
Автору важно убедить читателя в том, что …
Слайд 6
Позиция автора – это его мнение, точка зрения, мысль – все то, что сопряжено с оценочным отношением к решаемой проблеме.
Автор считает, что …
Автор стремится донести мысль о том, что …
Автор убеждает нас в том, что …
Автор подводит нас к мысли о том, что …
Слайд 7
Структура аргументации
тезис
Аргумент 2
Эта же проблема нашла свое отражение в произведении …
Аргумент 1
Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Вспомним …
Заключение
Таким образом, …
Слайд 8
Виды заключений
Обзор всех положений, осмысленных в основной части.
Использование цитаты, прокомментированной в заключении.
Яркий пример, обобщающий ваши суждения.
Риторический вопрос, возвращающий читателя к проблеме текста. (Неужели человечество продолжит бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?)
Открытый финал.
(А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе? ..)