Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 4
Отец поэта
Отец поэта
Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта.
Фото 1850-х
Слайд 5
.
Е. А. Некрасова
Взаимоотношения в семье
Ещё одно горе постоянно было рядом с
Николаем Алексеевичем. Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж,
был человеком грубым, жестоким, невежественным.
Играла ты и пела гимн печальный Ту песню, вопль души многострадальной
Твой первенец наследовал потом
Слайд 6
Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных .
Слайд 7
Грешнёво
Поздней осенью 1824 года, когда будущему поэту было всего три года, он вместе с отцом, который к тому времени ушел в отставку майором, и матерью впервые приехал в родовое имение Грешнево (ныне Некрасово).
Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
Дом-усадьба в Грешнёво
Слайд 8
Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье. Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
Музыкантская в Грешнево
Детство и юность Н. А.Некрасова
Слайд 9
О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии..
Миф о своей биографии…
Слайд 10
Самым замечательным местом в имении был большой сад, который к сожалению не сохранился, как и многое другое в имении поэта.
Грешнево
Слайд 11
Река Самарка на окраине Грешнева
Слайд 12
«Всему начало здесь, в краю моем
родимом!" Н.А.Некрасов "Родина"
Творчество Николая Алексеевича Некрасова тесно связано со средней полосой России: Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор. . . Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!
Слайд 13
Много проникновенных строк посвятил поэт великой матушке Волге.
Волга в окрестностях Грешнева.
Волга
Слайд 14
Волге он посвятил свои лучшие строки. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.
Слайд 15
Скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта.
Слайд 16
В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов.
Об учебе.
Слайд 17
По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки.
Слайд 18
Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.
Начало творческого пути.
Слайд 19
«Мечты и звуки» -первая книга Некрасова.
В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник стихов, написанных под влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова и др.
Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга с подписью Н. Н. все-таки увидела свет.
Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский, разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве
Слайд 20
На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой .
В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками ».Его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние
В начале 1840-х гг.
Слайд 21
Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева, где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной, женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет .
Слайд 22
А.Я. Панаева
Мы с тобой бестолковые люди….
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир и скорее наскучит.
Если проза любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья
Их отношения продолжались более15 лет
Слайд 23
Ф . Достоевский позднее написал о Некрасове : «Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
Достоевский о поэзии Некрасова
Слайд 24
Редакторская и издательская
деятельность Н.А. Некрасова
Слайд 25
В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник »
.
В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова.
Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».
Работа в «Современнике»
Слайд 26
Стихи и поэмы
Н.А. Некрасова в 60-70-е годы
Слайд 27
Стихотворения
В стихотворении «Поэт и гражданин» впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии.
Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях
«В дороге»
«Железная дорога»,
«Несжатая полоса»,
«Крестьянские дети»,
«Орина, мать солдатская».
Неврев «Торг».
Перов «Проводы покойника»
Венецианов «На жатве. Лето».
Слайд 28
«Орина, мать солдатская»
Слайд 29
«Размышление у парадного подъезда»
Слайд 30
Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. Борение против зла силой поэтического слова казалось Некрасову малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе.
Мотивы поэзии Некрасова.
Слайд 31
Отзывы о творчестве поэта.
Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся».
А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!».
Слайд 32
О поэмах.
Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики
Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич
Слайд 33
Поэма «Русские женщины»
М. Н. Волконская,
А. Г. Муравьева
Е. И. Трубецкая,
С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг поэта отмечено усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам и обращением к традиционным образцам русской поэзии.
Слайд 34
Мария Николаевна Волконская
Одна из первых жен декабристов, разделивших участь своих мужей — ссылку в Сибирь. А. С. Пушкин, знавший Марию Николаевну еще в юности, посвятил ей несколько строк в первой главе «Евгения Онегина»: «Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей!».
Слайд 35
Карабиха, ныне дом – музей поэта.
Слайд 36
КАРАБИХА, музей-усадьба русского поэта Н. А. Некрасова
В Ярославской области 15 км к югу от Ярославля; входит в состав поселка Красные Ткачи. До середины 19 века усадьба Карабиха принадлежала князьям Голицыным. В 1861 ее купил Некрасов и бывал здесь каждый год вплоть до 1875. Музей в Карабихе действует с 1947.
Слайд 37
КАРАБИХА, музей-усадьба русского поэта Н. А. Некрасова
Слайд 38
С 1857 по 1877 год Квартира на Литейном
«История этих комнат есть история русской литературы и журналистики эпохи».
Слайд 39
Приемная редакции «Современника»
Слайд 42
Работа в «Отечественных записках»
В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».
Слайд 43
Поэма-эпопея
«Кому на Руси жить хорошо?»
Слайд 44
Удивительное начало великой поэмы
Слайд 45
Заплатово
Разутово
Горелово
Дырявино
Знобишино
Неелово
(Неурожайка)
село Кузьминское
«Сельская ярмонка»
Вахлаки
«Последыш»
Наготино
Клин
«Крестьянка»
«Пир на весь
мир»
Слайд 47
Начало работы Н.А. Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?» относят к 1865 году, и эта работа продолжалась до 1877 года. Однако есть свидетельства о том, что работу над ней Некрасов начал уже в 1860 году. Поэма осталась незаконченной, поэтому нумерация ее частей принята такой, какую дал сам поэт в процессе работы над ней: 1. Пролог и первая часть. 2. Крестьянка. 3. Последыш. 4. Пир — на весь мир.
Слайд 49
Яким Нагой
Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”.
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.
Слайд 50
Ермила Гирин.
Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного,
Душой не покривил...
Слайд 51
Гирин - человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:
Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведёт;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмёт!
Слайд 52
Скажите, пожалуйста, насколько важны портреты известных людей
( художников, поэтов, писателей, военачальников)?
Создание портрета – это часть жизни художника и натурщика. Хотелось ли вам узнать , как писались портреты Н.А.Некрасова? Почему?
Вопросы классу:
Слайд 54
Портреты Н.А. Некрасова
Обратите внимание на позу поэта. Он сидит в кресле, задумчиво –спокойный. Левая рука бессильно опустилась…. Рассмотрите внимательно лицо поэта. Какой человек сидел перед художником?
Опустошённый, отрешённый, пораженный чем – то страшным, трагическим, полный бессильного отчаяния.
Слайд 55
Художник Н.Ге
Н.Ге был натурой увлекающейся, честной. Широко образованный художник- философ, он страстно верил в силу влияния искусства. Всемирно известны его шедевры «Тайная вечеря», «Петр Первый допрашивает своего сына царевича Алексея».
Н.Ге является автором портрета Н.А.Некрасова. Трагические страницы жизни поэта рассказаны художником по- человечески просто. Но так много крылось за этой минутой молчания.
Слайд 56
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Последние дни жизни.
Слайд 57
Вопросы классу:
Каким вы видите Некрасова на этом полотне?
Что подчеркивает болезненное состояние поэта?
Как передает художник желание мученика побороть болезнь?
Слайд 58
Уступит свету мрак упрямый.
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю – баю – баю – баю…
3 марта 1877 года
ДЕНЬ ПРОЗРЕНЬЯ: умирающий поэт поверил в свое бессмертие на освобожденной от оков, счастливой Родине
Слайд 59
Некрасов умер 27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге. Несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря.
Памятник Н.А.Некрасову
Слайд 60
1.Гаркави А.М. Краткая летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова / Некрасов Н.А. Собр.соч. в 8 тт. – М.: Худож. лит.,-1967.-Т.8.
Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература ХlХ века. Вторая половина : в 2 ч./ Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. –Ч.2.
Порудоминский В. Половина жизни моей. М.: Детская литература, 1987.
Литература