Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Историческая тема в литературе 30-х годов
На 30-е годы падает расцвет жанра исторического романа.
А. Новиков- Прибой
«Цусима»
О. Форш трилогия «Радищев»
В. Шишков
«Емельян Пугачев»
С. Сергеев-Ценский
«Севастопольская страда»
А. Чапыгин «Степан
Разин»
Слайд 2
Историческая романистика 30-х годов
отличалась следующими признаками:
преодоление вульгарно – социологических представлений о прошлом
подлинно исторический конфликт
повествование о подлинной исторической личности
сокращение доли художественного вымысла
В. Шишков писал: «Вся пугачевская эпопея (корни, предпосылки, окружение, последствия) сама по себе – готовый сюжет»
Слайд 3
В исторической романистике 30 – х годов происходит расширение тематики,
жанровое обогащение романа и усложнение проблематики
Исторические произведения этого периода показывали борьбу народа за национальную независимость страны, этапы формирования русской государственности
Слайд 4
Тематика исторической романистики
30-х годов:
тема русской воинской славы
тема русского национального характера
тема революционного прошлого России
тема освободительной борьбы
историческая трагедия выступлений
народных масс
Поход Ермака в Сибирь («Гуляй Волга!» А. Веселый), разинское движение («Гуляющие люди А. Чапыгин), эпоха крестьянских войн конца 18 в. («Емельян Пугачев» В. Шишков , «Радищев» О. Форш), русско-японская война («Цусима» А. Новиков-Прибой), первая русская революция 1905-1907 г. («Грач – птица весенняя» С. Мстиславский)
Слайд 5
Система героев исторической
романистики 30-х годов:
образы народных
героев – борцов за
свободу, образы
государственных деятелей
образы ученых и деятелей культуры
образы полководцев, возглавлявших
национально – освободительные войны
Характеристика крупных
исторических деятелей,
оценка событий дается
через призму народного
восприятия
Слайд 6
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
1883-1945
Мы связаны большими нитями с нашей историей…
И чтобы понять многое из свершающегося теперь,
необходимо заглянуть в прошлое»
Слайд 7
Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и романе «Пётр Первый».
Рассказ «День Петра» Роман «Пётр Первый»
…сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей…
Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные…
Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал.
…Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью.
…Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.
Слайд 8
Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.»
«Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).
Слайд 9
Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)
Слайд 10
Работа с текстом.
Как Толстой изображает становление личности Петра?
Слайд 11
Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра?
«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 12
Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 13
А.Н.Толстой:
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию»
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя
Слайд 14
Средства раскрытия образа Петра:
приём «внутреннего жеста»;
приём контраста;
речевая характеристика.
Слайд 15
Интерес к образу Петра
А. Толстой пронёс через всё
творчество; взгляды автора на
роль петровских
преобразований
претерпевали изменения;
в романе «Пётр Первый» А.
Толстой показал становление
личности Петра и
необходимость
преобразований; в романе
отражена противоречивость
деятельности Петра; наиболее
значимыми при создании образа
Петра стали следующие
художественные средства:
«внутренний жест», приём
контраста, речевая
характеристика
Слайд 16
Работа с текстом.
Докажите, что Россия нуждалась в преобразованиях.
Слайд 17
Работа с текстом.
Отразил ли Толстой противоречивость деятельности Петра?
Слайд 18
Работа с текстом.
Какие художественные средства использовал автор при создании образа Петра?
Слайд 19
Особенности речи Петра:
эмоциональность;
лаконичность;
образность;
близость к народной.
Слайд 20
Работа с текстом.
Почему Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России?