Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
"Мы лучше поспешим на бал..."
( А.С.Пушкин)
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума..
Слайд 2
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека 19 века.
Для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений – там ее увидят в красивом белом платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная…
Портрет неизвестной в белом платье
Слайд 3
«Верней нет места для признаний
И для вручения письма»,- замечает поэт.
Бал – это блеск, шум, вихрь, яркость красок, звуки музыки.
К балу готовятся, ведь это целый спектакль, который при строгой построенности, допускает массу вариантов. И чем дольше длится это волшебное время, тем больше свободы.
Слайд 4
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по ласковым доскам.
А. С. Пушкин
Слайд 5
Здесь выставлялись напоказ истинное или мнимое богатство,
здесь царили тщеславие, некий дух соперничества,
здесь оброненное в шутку слово могло значить очень много, порою решить судьбу.
Слайд 6
На паркете бальной залы происходили важнейшие события
в жизни героев реальных и вымышленных.
Слайд 7
Писатели изображали балы не только для воссоздания исторической эпохи; замысел ряда произведений невозможно осуществить без описания этих праздников, кульминация многих из них происходит именно в сцене бала.
Составим своеобразный путеводитель по произведениям, изображающим сцену бала.
Слайд 8
Мария Жукова
«Барон Рейхман»
«Музыка гремела в великолепном зале; наряды дам спорили в блеске с их красотою; танцующие, сидя попарно, образовали пестрый круг посреди залы; танцевали мазурку…»
Слайд 9
В центре повести душевные переживания героини.
Наталья Васильевна влюбляется в блестящего офицера. Известный «треугольник», но в центре его – маленький сын баронессы.
Отношения героев усугубляются. Молодая женщина терзается преступной любовью, кажется, она готова на все: бросить мужа, тайно покинуть страну.
Развязка трагической ситуации происходит во время второго бала.
Конфликт разрешился обыденно: герои подчинились требованиям общества.
Мария Жукова еще до Л. Н. Толстого обратилась к теме нравственной ответственности замужней женщины перед семьей, перед своим ребенком.
Слайд 10
В.Ф. Одоевский
«Русские ночи»
«Бал»
«Победа!.. Как, зачем, из-за чего была битва, знают немногие, и то про себя; но что нужды! Победа!.. Сигнал подан: праздник за праздником; никто не хочет отстать от других. Тридцать тысяч вон из строя! Шутка ли! Все веселится, поет и пляшет…
Все сливалось в неистовые созвучия, которые громко выговаривали проклятие природе и ропот на провидение.
Если сквозь колеблющийся туман всмотреться в толпу, то иногда кажется, что пляшут не люди… пляшут скелеты… Но в зале ничего этого не замечают… все пляшет и беснуется, как ни в чем не бывало.»
Описание бала носит совсем иной характер.
Слайд 11
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Слайд 12
В комедии «Горе от ума» развитие действия достигает кульминации в сцене бала. Чацкий ворвался в сонную тишину фамусовского дома как ветер. Но его радость, громкий смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь.
«Друзья» дома будто соревнуются в высказывании своих достоинств и расположения друг другу не обнаруживают. Среди гостей царит скрытый дух вражды, здесь каждый – угроза другому. Но такие разноликие гости и устроитель бала единодушны в своем порыве против Чацкого, который оскорбил сами основания их жизни. Рассерженное общество ищет выхода и, наконец, на бале прорывается слухом о сумасшествии Чацкого.
Слайд 13
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрипок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
А.С. Пушкин
Слайд 14
Мотив чуждости свету прослеживается и в этом романе.
На светском рауте Татьяна предстает образцом «безупречного вкуса». Этой безупречностью она покоряет свет, вызывая почтительное и завистливое внимание. При ее появлении « толпа заколебалась. По зале шепот пробежал».
Все взоры обращены на Татьяну не из восхищения красотой – из уважения. Это внимание света и знание его суровых законов заставляет Татьяну «носить маску».
Светское общество, которое предстает в образе праздничной толпы, сурово наказывает нарушение светских приличий, поэтому Татьяна, называющая свет «ветошью маскарада», вынуждена глубоко прятать свои чувства.
«Беспечная прелесть» Татьяны – маска, которую она носит с безукоризненным искусством, оставаясь той же Таней.
Эта свобода в рамках «утесненного сана» и поражает Онегина.
Слайд 15
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
(сцена бала в зале ресторации)
Ситуация в романе напоминает именины Татьяны из романа Пушкина «Евгений Онегин».
Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку.
Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского. Однако Грушницкий далек от романтизма.
Мстя Печорину и Мери, он совершает не подвиги, а подлость.
Его низость рассердит Печорина всерьез, предательство больно ранит, и ситуация закончится дуэлью.
Слайд 16
Н. В. Гоголь
«Мертвые души»
Несравненно замечательное впечатление произвел Чичиков на дам, «описать живыми красками душевные качества которых очень трудно».
Слайд 17
Гоголь создает замечательно яркий, гротескный образ возбужденного города. Предметом разговоров его жителей сделались покупки Чичикова. «Любопытство всех достигло высшей степени. И вот все постороннее было оставлено и отстранено прочь, и все было устремлено на приготовление к балу…»
Слайд 18
Появление на бале Павла Ивановича произвело необыкновенное действие. Велик был вес его в обществе, он «миллионщик», «на лице выражалось величие». И вдруг увидевший его Ноздрев кричит:
«А, херсонский помещик!.. Что? Много наторговал мертвых?»
Все пришли в замешательство.
Слайд 19
Толстой
" Война и мир"
Пьер попросил своего друга пригласить Наташу, но князь Андрей и сам узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она начинающая…
Слайд 20
«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея».
Так началась любовь двух очень разных людей…
Слайд 21
Чарующие звуки музыки напомнили уже немолодому поэту о юности, о былой любви…
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.
О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
Чего хочу? Иль , может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?
А. А. Фет
Бал
Слайд 22
Прозвучала музыка М. И. Глинки
Не случайно персонажи этих и других произведений русских писателей , вовлеченные в совершенно непохожие ситуации, присутствуют на балах.
Именно там происходили встречи и столкновения, которые сыграли важную роль в их судьбах, круто изменили жизнь.