Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Классицизм в русской литературе
Слайд 2
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.
А. С. Пушкин
Слайд 3
.
Петербургская академия наук 1721 г.
Московский университет 1755 г.
Академия художеств в Петербурге 1757 г.
Первый публичный театр в Петербурге 1757 г.
Слайд 4
Екатерина II Великая -
русская императрица
Годы правления
1762 - 1796
Неизвестный художник.
Холст. Масло
Слайд 5
Литературные деятели XVIII века
Яков Борисович Княжнин – русский драматург
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский учёный, поэт, историк, художник
Денис Иванович Фонвизин – русский драматург
Николай Иванович Новиков – русский журналист
Александр Николаевич Радищев – русский писатель, философ
Слайд 6
Периоды Характеристика периода Имена
Литература петровского времени Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы Феофан Прокопович
Становление новой литературы Становление новой литературы Становление новой литературы
1730—1750 гг. Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. А. Д. Кантемир,
В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков
1760-е — первая половина 1770-х гг. Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма Я. Б. Княжнин,
Н. И. Новиков,
М. М. Херасков
Последняя четверть ХVIII века Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин,
А. Н. Радищев,
И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин,
И. И. Дмитриев
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА
Слайд 7
План лекции
1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки.
2) Главная цель этого литературного направления.
3) Система жанров.
4) Понятие прекрасного.
5) Особенности драматургии.
Слайд 8
Что характерно для классицизма:
Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
Главная задача — создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен государственному, чувства – долгу.
В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».
Слайд 9
Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Слайд 10
Четкое деление на высокие и низкие жанры
Общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Время просвещенного абсолютизма: идея служения государству, гражданского долга.
Александрийский стих. Не допускалось использование разговорных оборотов.
Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин.
Трагедия, эпопея, ода. Повседневная жизнь обычных людей. Проза или разностопные стихи, бытовые детали, разговорный стиль – речи,
Французские классицисты: драматург Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало (сатира), Вольтер,
Комедия, сатира, басня.
Слайд 11
Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Слайд 12
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
единство времени: действие развивается не более суток;
единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Слайд 13
Герои произведения классицизма
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка.
Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Слайд 14
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Bы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Н. Буало
Слайд 15
Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:
героиня — герой-любовник — второй любовник
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Слайд 16
Требования к классицистической композиции
В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка.
Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Слайд 17
Черты классицизма в литературе:
культ разума;
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Слайд 18
Архитектурный ансамбль и парк в Кусково
Архитектурный ансамбль и парк в Останкино
Слайд 19
Дмитрий Григорьевич Левицкий – русский художник-портретист XVIII века
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
Слайд 20
Фёдор Степанович Рокотов –
русский художник, портретист
Портрет графа И.И.Шувалова
Слайд 21
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о классицизме как о литературном направлении.
Индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему «Судьба М.Ломоносова».
Индивидуальные задания – подготовить доклад (по выбору учащегося) на тему «Классицизм в изобразительном искусстве»,
«Классицизм в архитектуре».