Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Изменение по падежам имён существительных
Автор: учитель начальных классов
Силкина Римма Алексеевна
Слайд 2
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Слайд 3
Минутка чистописания
Отгадав, что объединяет эти слова, вы узнаете тему минутки чистописания:
соловей, молодежь, болото, полоса, молоко, колосок, солома, голоса, голова.
Проверка:
м.р. ср.р. ср.р.
оло соловей оло болото оло молоко оло
ж.р.
солома
Слайд 4
Как вы понимаете значение слова «солома»?
Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.
Подберите к нему однокоренные слова.
Проверка:
Солома, соломинка, соломенный,соломина,
соломка.
Слайд 5
Опорные слова
Имя существительное -
Обозначают:
Отвечают на вопрос:
Бывают:
Изменяются:
Роль в предложении:
Слайд 6
Проверка
Имена существительные - это самостоятельная часть речи
Обозначают: предмет
Отвечают на вопрос: кто? или что?
Бывают: собственные или нарицательные;
одушевлённые или неодушевлённые;
мужского, женского, среднего рода.
Изменяются: по числам (единственное,
множественное ) Роль в предложении: подлежащее,
дополнение, обстоятельство.
Слайд 7
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса.
У лисы пушистый хвост.
Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только
его и видели.
Не любит он встречаться с лисой.
Заяц со страхом вспоминает о лисе.
Слайд 8
Проверка.
Лис , лис , лис , лис ,
лис , о лис е .
а
ы
е
у
ой
Найдём причину
изменений окончания.
Слайд 10
Коллективная работа
(Кто?) лиса
Хвост (у кого?) у лисы
Хочется ( кому?) лисе
Увидел ( кого?) лису
Встречаться (с кем?) с лисой
Вспоминает (о ком?) о лисе
Слайд 11
Вспомни
Изменение имён существительных
по падежам называется склонением.
В русском языке 6 падежей.
Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении.
Слайд 12
Откуда пошли названия падежей?
Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать его – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Он был малышом, ему ни в чем не отказывали и все давали, и он стал дательным.
Но падеж был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом падеж подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всегда предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
Слайд 13
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие. Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия. Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.
Слайд 15
Шуточная присказка
И.п.- Иван
Р.п. - рубит
Д. п.- дрова,
В.п. - Варвара
Т.п. - топит
П.п. - печку .
Слайд 16
Падеж Падежные вопросы Склонение имен существительных
Именительный кто? что? лес , весна, озеро
Родительный кого? чего? леса, весны, озера
Дательный кому? чему? лесу, весне, озеру
Винительный кого? что? лес , весну, озеро
Творительный кем? чем? лесом, весной, озером
Предложный о ком? о чем? о лесе, о весне, об озере
Изменение по падежам существительных
лес, весна, озеро
Слайд 17
Памятка
Чтобы определить падеж имени существительного надо:
1. Найти слово, к которому относится имя существительное.
2. Поставить от него нужный вопрос.
3. По вопросу и предлогу определите падеж.
Если вы затрудняетесь в определении падежа, подставьте слова- подсказки.
Слайд 18
Обрати внимание
Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи , кроме именительного, называются косвенными.
Слайд 19
Самостоятельная работа
Спишите, изменяя имена существительные в скобках. Обозначьте падеж имен существительных. Выделите окончания.
На (болото) две (подружка), две зеленые (лягушка).
(Утро) рано умывались, (полотенце) растирались.
(Ножки) топали,(ручки) хлопали…
Прячьтесь от (подружки)
Комары да (мушки).
Слайд 20
Спасибо
за
внимание.