Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Ф. Вольтер
Разделение труда в современном обществе приводит к появлению различных профессий и специальностей.
Профессия — это род деятельности, связанный с опреде-
кпной областью общественного производства. Как область
приложения физических и духовных сил, профессия требует от
человека определенной подготовки, соответствующих знаний,
к пий, навыков (педагог, врач).
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, спо-
он действий, получаемых результатов (учитель математики,
При ч-стоматолог).
Кроме профессий и специальностей различают еще должно-< | и это название статуса в структуре конкретного учрежде-шш, предприятия (директор школы, заведующий отделением).
Слайд 4
Сегодня в нашем обществе насчитывается свыше 40 тысяч профессий и специальностей, причем ежегодно около 500 из них исчезают и столько же появляются вновь.
Как сориентироваться в этом огромном море профессий, специальностей, должностей? В квалификационных справочниках выделяются определенные сферы профессионального труда (рис. 5).
Типы профессий
Слайд 5
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Основных типов — пять.
ч-т
«Человек — техника» — включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
Слайд 6
ч-ч
«Человек — человек». Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор).
Слайд 7
ч-п
ч-з
«Человек — природа». Сюда относятся профессии, связанные с взаимодействием с объектами неживой и живой природы, растительными и животными организмами, микроорганизмами (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод).
Слайд 8
«Человек — знаковая система» — объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т. п. (бухгалтер, программист, чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
Слайд 9
4-Х
«Человек — художественный образ» — включает занятия, связанные с различными видами искусства — прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, маляр, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер).
Слайд 10
Классы профессий
Внутри каждого типа профессий выделяются классы в соответствии с целями труда. В общем виде все цели сводятся к трем:
52
Слайд 11
Г — гностические (узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить);
Пр — преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения);
И — изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).
Отделы профессий
Применяемые орудия труда и средства производства являются основой выделения отделов профессий:
Р — профессии ручного труда — использующие ручные орудия труда, механизированные ручные инструменты, приспособления;
М — профессии механизированного труда — использующие машины с ручным или ножным управлением (наличие рукояти управления, измерительного устройства и т. д.);
А — профессии автоматизированного труда — использующие автоматизированное оборудование;
Ф — профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека (певцы, актеры, учителя и др.).
Слайд 12
Группы профессий
При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать. По этому признаку различают четыре Группы:
б — труд в обычных бытовых условиях; о — труд на открытом воздухе;
н — труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.); м — труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье, за воспитание и т. п.).
Формула профессии
Анализируя конкретную профессию или специальность, можно характеризовать ее в виде формулы, составленной из обозначений типа, класса, отдела и группы, к которым она принадлежит.
Примеры формул:
Художник-конструктор (дизайнер): X — И — Ф — б Водитель автомобиля (шофер): Т — Пр — М — о Дополняют формулу профессии указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность.
Слайд 13
По предмету труда (типы)
иг
м А
Машинно- Автоматизи
ручного рованного
Мир профессий
ч - т
Человек -техника
ч - ч
Человек -человек
Ч - П
Человек — природа
ц 3
Человек знак
4-Х
Человек — худож. образ
По цели деятельности (классы)
Гностические
Пр
Преобразующие
И
Изыскательские
По орудиям труда (отделы)
Ручного труда
ф
Функциональные
По условиям труда (группы)
В обычных помещениях
На открытом воздухе
В необычных условиях
(под землей,
на высоте)
м
С повышенной ответственностью
По области деятельности (сферы труда)
Слайд 14
1 1 I I
1 Биология, сельское хозяйство 16 История, обществоведение
2 География 17 Литература, филология
3 Геология, добыча полезных ископаемых 18 Журналистика
4 Медицина 19 Общественная деятельность, управление, социальная служба
5 Легкая и пищевая промышленность 20 Педагогика, образование
6 Физика 21 Право, юриспруденция
7 Химия 22 Сфера обслуживания, снабжение, питание
8 Техника 23 Математика, информатика
9 Электро- и радиотехника, связь 24 Экономика, менеджмент
10 Металлообработка 25 Иностранные языки
11 Деревообработка 26 Изобразительное искусство
12 Строительство 27 Сценическое искусство
13 Транспорт 28 Музыка
14 Авиация и морское дело 29 Физкультура и спорт
15 Военные специальности
Слайд 15
Упражнение
«В мире профессий»
а) Составьте список специалистов, которые участвуют в создании: книги, газеты, булки хлеба, ученического стола, электро лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты.
б) Разделите приведенный список на названия профессий и специ альностей; составьте формулы профессий:
столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель трол-п ибуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор.
в) К какому типу профессий относятся следующие специальности: оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель
такси, токарь, следователь, писатель, корректор, бухгалтер, ичитель, продавец, монтажник-высотник, нефтебурилъщик, < I I ьскохозяйственный рабочий, доярка, чертежник, столяр, осмотрщик вагонов, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, геолог, юрист.
г) Составьте формулы этих профессий и специальностей.
д) Познакомьтесь с перечнем профессий рынка труда вашего города (поселка, района).
Слайд 16
Склонность к типу профессии
Интерес — это особое отношение к чему-либо, желание вник-п уть в суть, узнать, понять. Интересы можно представить в виде ниражения «хочу знать».
Склонность — нечто большее, чем просто интерес. Одно дело — любить смотреть спектакли или слушать музыку, другое — участвовать в драматическом кружке, овладевать техни-|.ом исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только чисто познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного шремени, и определяются выражением «хочу делать».
Чтобы выяснить, к какому из перечисленных выше пяти IIIнов профессий у вас есть склонность, предлагается опросник ( Е. А. Климова), в котором из множества представленных альтернативных пар суждений необходимо выбрать и отметить в каждом паре одно из двух: правое или левое. В каждом случае предполагается, что никакой другой возможности у вас нет — надо ммбрать из этих двух. Порядковый номер выбранного суждения — того, где описывается наиболее привлекательное для вас дело, — необходимо отметить в бланке ответов.
Слайд 17
Упражнение
«Я в мире профессий»
На основе данных опросника составьте карту ваших склонностей по отношению к различным типам профессий. Это будет характеристика вашего «Я» по отношению к типу профессии.
Ч - Ч
ч - т ч - п
в мире ч — х
профессий
ч - з
Я
0% 100%
0% 100%
0% 100%
0% 100%
0% 100%
Слайд 18
Словарик
Профессия — род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Должность — положение человека в структуре организации, предполагающее выполнение заданного комплекса действий.
Слайд 19
Упражнение ==:
«Представление о профессиях»
В любой профессиональной деятельности необходимо представлять ее алгоритм — последовательность и связи действий в процессе изготовления продукта (достижения результата).
Задание. Составить алгоритм действий человека с предметом труда (от начального до конечного состояния объекта) в области выбранной вами профессии: повар — винегрет; крестьянин — картофель; музыкант — выступление; столяр — изготовление шкафа.