Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Неопределенные местоимения
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 2
Цель урока
Знать:
об отличительном признаке неопределенных местоимений (неопределенности);
об образовании неопределенных местоимений, их написании.
Уметь:
находить неопределенные местоимения;
объяснять их синтаксическую роль в предложении;
объяснять условия выбора дефисного написания и написания с НЕ.
Слайд 3
Орфографическая пятиминутка
О страстном стремлен… к побед…, проб…раешься по узкой тр…пинке, распол…житься на ветхой те…ассе, уча(?)ствовать в ше(?)ствии по городу, пор…зительная чистота воды, в…схищаться им, узн…вать (о) нем, обм…няться (с) вами мнением, доб…влять ему, н…стигать его, ст…новиться самим с…бой, упр…кать их, изм…нить мнение (о) ней.
Слайд 4
Задание к диктовке
Назовите начальную форму местоимений, их разряд
Найдите устойчивое сочетание с местоимением, объясните его значение
Подберите синоним к слову ветхий.
Подчеркните 1 – 2 глагола, строение которых соответствует схеме:
Слайд 5
Работа с текстом
Однажды когда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал,
Наверно какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то наверное думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
А.Коваль
Слайд 6
Работа с текстом
Как говорит автор о том, кто плыл на яхте, о чем кричали чайки, какие люди встречали его и пр.?
Выпишите в тетради словосочетания местоимения + слово:
Слайд 7
Работа с текстом
Однажды когда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал,
Наверно какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то наверное думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
А.Коваль
Слайд 8
Проверим себя
кто-то плыл, какие-то чайки, кричали о чем-то, какой-то дельфин, какие-то люди, кто-то придумал, кто-нибудь встретит.
Слайд 9
Неопределенные местоимения
Почему выписанные местоимения создают впечатления загадочности, таинственности?
Прочитать в учебнике наблюдения на с. 167 - 169
Слайд 10
Вопросы для закрепления темы
Назовите неопределенные местоимения. Почему они так называются?
Какие из них изменяются по падежам? Какие по родам и числам?
Какое местоимение имеет форму только именительного падежа? А именительного и винительного?
От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? С помощью каких морфем?
Как они пишутся с этими морфемами? А с приставкой НЕ- ?
Слайд 11
Работа над закреплением темы
Записать предложения, подчеркнуть неопределенные местоимения.
По темному небу золотым узором звезд написано нечто торжественное.
Перед костром сидело несколько человек.
Вдруг раздались чьи-то шаги.
Кто-то постучал в дверь.
Кому-то принесли от мастера ларец.
Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый.
Какой-то непонятный звон слышен в лесах.