Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости»
Буддийская традиционная Сангха России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым учредила в 2011 году ежегодную национальную премию в области литературы имени Э.-Х. Галшиева. Премии удостаиваются лица, внесшие существенный вклад в философию буддизма, бурятскую литературу и развитие буддийской культуры народов России.
Эта премия связана с именем выдающегося бурятского ламы Галшиева (1855-1915 гг.), стоявшего у истоков развития бурятской национальной литературы. Доромбо лама Эрдэни-Хайбзун Галшиев создал историко-философский труд «Зерцало мудрости», который пользуется большой популярностью во всем буддийском мире, является образцом бурятской национальной литературы.
Слайд 2
История создания
К выдающимся памятникам дореволюционной бурятской ли тературы относится сочинение «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам», по-монгольски: «Хойор йосон-у абаху огуруху-йи угулэгчи билиг-ун теши хэмэг-дэху», по-тибетски: «луге гньис-гьи блан дор брджод-па шес-раб мелонг шес-бьа-ба». Под двумя законами — тиб. луге ньис — имеется в виду два рода нравственных закона - мирской и духовный. Сочинение было написано сначала на монгольском, а затем и на тибетском языке, о чем ясно пишет в колофоне тибетского списка этого сочинения автор его дорамба-лама Кодунского дацана Эрдыни-Хайбзун Галшиев. Редакция уйгуро-монгольского текста принадлежит ученику этого ламы Чойдаку Ванчукову.
Слайд 3
К вопросу о жанре…
Точную дату написания его трудно установить. Судя по послесловию к монгольскому переводу, где сказано, что автор «накануне достижения облика нирваны» предложил перевести свое сочинение на монгольский язык, можно предположить, что оно было закончено примерно к концу его жизни, т.е к 1915 году.
По своему жанру сочинение «Зерцало мудрости» относится к «субхашита», традиционному жанру индийской литературы. Слово «субхашита» акад. Л. П. Варенников переводит «красиво сказанное» и характеризует этот жанр: «Краткие изречения облеченные в художественную рамку и блещущие оригинальностью мыслей и образов...» Излюбленными темами индийских субхашит были «идеи морального порядка, правила жизненной мудрости и особенно часто эротические мысли, любовная лирика»4.
Слайд 4
Биография просветителя
Автор «Зерцала мудрости» Эрдыни-Хайбзун Галшиев (1855-1915) среди хоринских бурят был популярен и звали его «Хайб-' зун дооромбо», «Марханзайн дооромбо». В конце своего сочине ния он называет себя «научившийся читать попугай рабжамба Нагдбанг Лэгсбшад». Тибетское выражение Нагдбанг Лэгебшад оригинал, но видевшие его старики рассказали, что имелся один (обладающий языком доброй проповеди) и является его литера турным именем.
В Центральном государственном архиве Бурятской ССР хранятся некоторые документы, относящиеся к биографии Эрдыни-Хайбзуна Галшиева.
В числе штатных лам Кодунского дацана на I мая 1901 года встречаем упоминание о нем в следующей записи: «...Гылун Эрдыни-Хайбзун Галшиев, от роду 46 лет. Из ясачных. Поступил в хувараки - 1897 июня 24. Утвержден б звании Банди на основа нии § 22 положения Бандидо Ханбо Ламою, 1897 декабря 31. Утвержден в звании гылуна Г. Военным Губернатором Заб. области 1898 мая 31»[. Эта запись дает возможность установить, во-первых, год рождения Э.-Х. Галшиева (1855.) на основании его возраста; во-вторых, время возвращения его из Тибета в родные места (на основе даты поступления его в Кодунский дацан). Из рассказов стариков нам известно, что он свыше десятка лет находился в Лхасе, из-чая б>адизм, и получил там одни из высших буддийских ученых степеней - доромба в монастыре Брайбун на факультете гоман. Выходит, что он вернулся из Тибета летом 1897 года.
В архиве имеется также уведомление Бандидо-Хамбе от исполняющего обязанности ширетуя Кодунского дацана от26 мая 1915 года, в котором сообщается, что «по причине болезни лама нашего дацана ХаЙбзун Галшиев не может исполнять свои обязанности и посылается вместе с этим его подлинное прошение об освобождении от обязанности ламы»2.
Очевидно, здесь речь идет об освобождении его от обязанно стей цанид-ламы, т. е. руководителя в изучении гелунами буддизма.
Следующим архивным документом является уведомление ши-рстуя Кодунского дацана от 27 июня 1915 года о том, что «гелун лама нашего дацана Хайбзун Галшиев умер 26 июня с. г.»3
Слайд 5
Легенды о жизни Э-Х Галшиева…
Распространен рассказ о том, как на обратном из Лхасы пути Галшиев вызвал на диспут ученых лам монастыря Лаврана, и диспут продолжался в течение трех дней. В конце концов настоя тель монастыря будто заявил, что «нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает природной мудростью». Этот рассказ передается со ссылкой на слова известного в свое время ученого ламу Д. Зерваина, который был очевидцем данного случая и предупредительно рассказал о нем ученым ламам Цугольского дацана, когда они возымели желанием пригласить Галшиева на диспут.
Очевидцы старики рассказывают также о той скромной жизни, которую вел Галшиев в Кодунском дацане. Жил он в маленьком неказистом домике, не обставлял его дорогими вещами, даже бож ница была скромной и небольшой. Он редко выезжал исполнять требы. Когда люди приходили к нему, он не имел обыкновения, как это было присуще многим ламам, делать торжественно и чинно благословленил посетителю, а просто обращался к пришедшему: «За, за, Ьуу!» (Ладно, ладно, сядь!)
Бытование подобных рассказов, по-видимому, объясняется тем, что образ жизни Галшиева был не совсем обычным по сравнению с образом жизни других лам высшего звания, что между, с одной стороны, его высоким званием доромбы, с другой -скромной, без пышностей и блеска жизнью существовала, на взгляд тогдашние обычных мирян, известное несоответствие, которое для них было трудно объяснимым.
Слайд 6
Галшиев свыше десятка лет в конце XIX века находился на учёбе и богослужении в тибетском центре буддизма - Лхасе и получил там одну из высших учёных степеней — доромба в монастыре Брайбун на факультете гоман.
Слайд 7
«Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам»
В начале XX го века Э.Галшиев написал сочинение, которое относят к выдающимся памятникам бурятской литературы: «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам» Сочинение имеет тысячу пронумерованных четверостиший, в которых излагаются мудрости и наставления на все случаи жизни.
Приведём некоторые из них, касающиеся отношения к живым существам и природе.
(675) Излишне не бей, не мучай
своего ездового коня, скот и других животных.
Если бы ездить на человеке, то подумал бы о том,
какую большую или малую пользу он тебе приносит.
(824) Не думай, будто бог послал скот
на съедение людям.
Разве бог сотворил людей для пропитания мангусов,
пожирающих человеческое мясо?
Слайд 8
в излагаемых наставлениях проповедуется, так сказать, персональная ответственность человека за прегрешения перед всеми живыми существами и, наоборот, духовное воздаяние за трепетное к ним отношение:
По современным (и не только) цивилизованным взглядам наставления Э.Галшиева носят экзотический и даже неприемлемый гигиенический и эстетический характер:
(789) Не лишай жизни разные существа
даже такие мелкие, как вша в гнезде.
Иначе сократятся твои добродетели и долголетие
даже в настоящей жизни.
(832) Даже одежду, содержащую вши,
запрещай вешать на жестоком морозе или стирать.
Проповедано, что переродиться в холодном тама,
где твоё тело растрескается на сотни частей.
Слайд 9
(962) Даже обо всех видимых твоим глазом живых существах думай,
Что они твои отец и мать, оказавшие поддержку
с безначального времени
Подавив огонь гнева,
Душа размягчится, проникнется спасительным милосердием.
Слайд 10
О совершенствовании..
…….Помни, трудно обрести драгоценность – человеческую личность, наделённую свободным совпадением обстоятельств, и знай, она достигается изредка. Подумай, чего больше совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели.
Слайд 11
О Благодеянии..
«Стремясь стать исполненным всего человеком, полностью усердствуй над благодеянием. Человек, исполненный благодеяния, не встретит препятствий, его настоящие и будущие дела осуществляется сами собою».
Слайд 12
Благодетельному отцу и матери воздавай почет,
согласно учению.
Все земные говорят:
они - живые воплощения богов в этой жизни