Презентация - Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости»
Распечатать
  • Уникальность: 92%
  • Слайдов: 12
  • Просмотров: 5408
  • Скачиваний: 2684
  • Размер: 0.21 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 1
Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости»
Буддийская традиционная Сангха России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым учредила в 2011 году ежегодную национальную премию в области литературы имени Э.-Х. Галшиева. Премии удостаиваются лица, внесшие существенный вклад в философию буддизма, бурятскую литературу и развитие буддийской культуры народов России. Эта премия связана с именем выдающегося бурятского ламы Галшиева (1855-1915 гг.), стоявшего у истоков развития бурятской национальной литературы. Доромбо лама Эрдэни-Хайбзун Галшиев создал историко-философский труд «Зерцало мудрости», который пользуется большой популярностью во всем буддийском мире, является образцом бурятской национальной литературы.

Слайд 2

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 2
История создания
К выдающимся памятникам дореволюционной бурятской ли тературы относится сочинение «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам», по-монгольски: «Хойор йосон-у абаху огуруху-йи угулэгчи билиг-ун теши хэмэг-дэху», по-тибетски: «луге гньис-гьи блан дор брджод-па шес-раб мелонг шес-бьа-ба». Под двумя законами — тиб. луге ньис — имеется в виду два рода нравственных закона - мирской и духовный. Сочинение было написано сначала на монгольском, а затем и на тибетском языке, о чем ясно пишет в колофоне тибетского списка этого сочинения автор его дорамба-лама Кодунского дацана Эрдыни-Хайбзун Галшиев. Редакция уйгуро-монгольского текста принадлежит ученику этого ламы Чойдаку Ванчукову.

Слайд 3

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 3
К вопросу о жанре…
Точную дату написания его трудно установить. Судя по послесловию к монгольскому переводу, где сказано, что автор «накануне достижения облика нирваны» предложил перевести свое сочинение на монгольский язык, можно предположить, что оно было закончено примерно к концу его жизни, т.е к 1915 году. По своему жанру сочинение «Зерцало мудрости» относится к «субхашита», традиционному жанру индийской литературы. Слово «субхашита» акад. Л. П. Варенников переводит «красиво сказанное» и характеризует этот жанр: «Краткие изречения облеченные в художественную рамку и блещущие оригинальностью мыслей и образов...» Излюбленными темами индийских субхашит были «идеи морального порядка, правила жизненной мудрости и особенно часто эротические мысли, любовная лирика»4.

Слайд 4

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 4
Биография просветителя
Автор «Зерцала мудрости» Эрдыни-Хайбзун Галшиев (1855-1915) среди хоринских бурят был популярен и звали его «Хайб-' зун дооромбо», «Марханзайн дооромбо». В конце своего сочине ния он называет себя «научившийся читать попугай рабжамба Нагдбанг Лэгсбшад». Тибетское выражение Нагдбанг Лэгебшад оригинал, но видевшие его старики рассказали, что имелся один (обладающий языком доброй проповеди) и является его литера турным именем. В Центральном государственном архиве Бурятской ССР хранятся некоторые документы, относящиеся к биографии Эрдыни-Хайбзуна Галшиева. В числе штатных лам Кодунского дацана на I мая 1901 года встречаем упоминание о нем в следующей записи: «...Гылун Эрдыни-Хайбзун Галшиев, от роду 46 лет. Из ясачных. Поступил в хувараки - 1897 июня 24. Утвержден б звании Банди на основа нии § 22 положения Бандидо Ханбо Ламою, 1897 декабря 31. Утвержден в звании гылуна Г. Военным Губернатором Заб. области 1898 мая 31»[. Эта запись дает возможность установить, во-первых, год рождения Э.-Х. Галшиева (1855.) на основании его возраста; во-вторых, время возвращения его из Тибета в родные места (на основе даты поступления его в Кодунский дацан). Из рассказов стариков нам известно, что он свыше десятка лет находился в Лхасе, из-чая б>адизм, и получил там одни из высших буддийских ученых степеней - доромба в монастыре Брайбун на факультете гоман. Выходит, что он вернулся из Тибета летом 1897 года. В архиве имеется также уведомление Бандидо-Хамбе от исполняющего обязанности ширетуя Кодунского дацана от26 мая 1915 года, в котором сообщается, что «по причине болезни лама нашего дацана ХаЙбзун Галшиев не может исполнять свои обязанности и посылается вместе с этим его подлинное прошение об освобождении от обязанности ламы»2. Очевидно, здесь речь идет об освобождении его от обязанно стей цанид-ламы, т. е. руководителя в изучении гелунами буддизма. Следующим архивным документом является уведомление ши-рстуя Кодунского дацана от 27 июня 1915 года о том, что «гелун лама нашего дацана Хайбзун Галшиев умер 26 июня с. г.»3

Слайд 5

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 5
Легенды о жизни Э-Х Галшиева…
Распространен рассказ о том, как на обратном из Лхасы пути Галшиев вызвал на диспут ученых лам монастыря Лаврана, и диспут продолжался в течение трех дней. В конце концов настоя тель монастыря будто заявил, что «нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает природной мудростью». Этот рассказ передается со ссылкой на слова известного в свое время ученого ламу Д. Зерваина, который был очевидцем данного случая и предупредительно рассказал о нем ученым ламам Цугольского дацана, когда они возымели желанием пригласить Галшиева на диспут. Очевидцы старики рассказывают также о той скромной жизни, которую вел Галшиев в Кодунском дацане. Жил он в маленьком неказистом домике, не обставлял его дорогими вещами, даже бож ница была скромной и небольшой. Он редко выезжал исполнять требы. Когда люди приходили к нему, он не имел обыкновения, как это было присуще многим ламам, делать торжественно и чинно благословленил посетителю, а просто обращался к пришедшему: «За, за, Ьуу!» (Ладно, ладно, сядь!) Бытование подобных рассказов, по-видимому, объясняется тем, что образ жизни Галшиева был не совсем обычным по сравнению с образом жизни других лам высшего звания, что между, с одной стороны, его высоким званием доромбы, с другой -скромной, без пышностей и блеска жизнью существовала, на взгляд тогдашние обычных мирян, известное несоответствие, которое для них было трудно объяснимым.

Слайд 6

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 6
Галшиев свыше десятка лет в конце XIX века находился на учёбе и богослужении в тибетском центре буддизма - Лхасе и получил там одну из высших учёных степеней — доромба в монастыре Брайбун на факультете гоман. 

Слайд 7

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 7
«Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам»
В начале XX го века Э.Галшиев написал сочинение, которое относят к выдающимся памятникам бурятской литературы: «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам» Сочинение имеет тысячу пронумерованных четверостиший, в которых излагаются мудрости и наставления на все случаи жизни. Приведём некоторые из них, касающиеся отношения к живым существам и природе. (675)   Излишне не бей, не мучай своего ездового коня, скот и других животных. Если бы ездить на человеке, то подумал бы о том, какую большую или малую пользу он тебе приносит. (824)   Не думай, будто бог послал скот на съедение людям. Разве бог сотворил людей для пропитания мангусов, пожирающих человеческое мясо?

Слайд 8

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 8
в излагаемых наставлениях проповедуется, так сказать, персональная ответственность человека за прегрешения перед всеми живыми существами и, наоборот, духов­ное воздаяние за трепетное к ним отношение:
По современным (и не только) цивилизованным взглядам настав­ления Э.Галшиева носят экзотический и даже неприемлемый гигиенический и эстетический характер: (789)   Не лишай жизни разные существа даже такие мелкие, как вша в гнезде. Иначе сократятся твои добродетели и долголетие даже в настоящей жизни. (832)   Даже одежду, содержащую вши, запрещай вешать на жестоком морозе или стирать. Проповедано, что переродиться в холодном тама, где твоё тело растрескается на сотни частей.

Слайд 9

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 9
(962)   Даже обо всех видимых твоим глазом живых существах думай, Что они твои отец и мать, оказавшие поддержку с безначального времени Подавив огонь гнева, Душа размягчится, проникнется спасительным милосердием.

Слайд 10

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 10
О совершенствовании..
…….Помни, трудно обрести драгоценность – человеческую личность, наделённую свободным совпадением обстоятельств, и знай, она достигается изредка. Подумай, чего больше совершается тобою и всеми другими – греха или добродетели.

Слайд 11

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 11
О Благодеянии..
«Стремясь стать исполненным всего человеком, полностью усердствуй над благодеянием. Человек, исполненный благодеяния, не встретит препятствий, его настоящие и будущие дела осуществляется сами собою».

Слайд 12

Эрдэни Галшиев «Зерцало мудрости», слайд 12
Благодетельному отцу и матери воздавай почет, согласно учению. Все земные говорят:  они - живые воплощения богов в этой жизни
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.