Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Выполнила: уч-ца 9 кл. Бадмаева Арюна
Руководители: Дашеева С.Н.
Бадмаева Р.Ц.
Вклад выдающегося земляка -
ученого Ринчена Номтоева в науку,
образование, литературу
Бурятии и России
МОУ Эрхирикская сош
Слайд 2
Проблемы :
Недостаточная известность широкого круга читателей (особенно маленьких) творчества Р.Номтоева, как писателя., ученого, педагога, переводчика.
Изучение и исследование творчества и произведений писателя в Эрхирикской школе и школах района.
Популяризация творчества Ринчена Номтоева
Увековечивание памяти знаменитого земляка на Родине
Цель: Увековечить память знаменитого земляка на Родине установлением памятного знака. Исследование творчества писателя Р.Номтоева
Задачи:
Создать Сборник произведений: сказок, басен, притчей, рассказов для маленьких читателей и учащихся школ.
Составить
Исследовать творчество ученого, писателя, педагога Р.Номтоева
Ходатайствовать о проведении НПК «Номтоевские чтения» для популяризации творчества и трудов знаменитого земляка Р.Номтоева
Слайд 3
Проведена исследовательская работа:
Национальный архив РБ;
Работа в музеях:
в школьном краеведческом;
Литературном музее
Научно-исследовательская работа в научных лабораториях БНЦ и БГУ
Слайд 4
Ринчен Номтоев (1821-1907) Действительный член ИРГО Писатель, филолог-монголист, переводчик, учитель, писатель. Автор первого букваря.
1821г. Родился в селе Эрхирик Заиграевского района Республики Бурятия.
Обучился грамоте у русского учителя Т.Федорова.
1849г Затем стал хувараком и получил посвящение в ламы Челутайского дацана (Шолотского).
1857г. Ширетуй Тугну-Галтайского дацана. Открыл при дацане приходское училище с 1960-1964г преподавал в нем, не оставляя должности настоятеля дацана
Затем продолжил изучение буддизма в Цугольском дацане на Ононе. Под руководством Настоятеля Лубсан Дондоба в совершенстве овладел восточными языками
Слайд 5
Бууса Ринчена Номтоева
Слайд 7
Главное кредо Р.Номтоева
Клятва Р.Номтоева
Хоть и нет у меня, человека простого
Дара петь мелодичные песни,
Все же сказка подобно лампаде,
Освещающей темную тьму.
Так чуть слышною песней капели
Звучит мелодия дивная,
Чтоб помочь простакам и глупцам
И всем низшим.
Благородное желание быть полезным людям руководило им всю жизнь
Он свято верил, что он подобно свече «зажженной в темноте» несет свет знаний, приобщает все больше и больше людей к работе над собой, пробуждает в людях все лучшее что есть в них.
Он сделал очень много для образования и просвещения народа. Его голос чист и прекрасен как песня пробуждающейся природы после спячки весной!
Слайд 8
Основные вехи творческого пути Р.Номтоева
1864г Круто изменил жизнь – отказался от сана, женился и вернулся на родину. Полностью посвятив себя научной и литературной деятельности, а также занимается домашним обучением детей русской, монгольской и тибетской грамоте.
1864г
1. Опубликовал в Казани букварь «Самоучитель, или русская азбука для бурят-монгольских детей». Тиражом 400 экземпляров
2. Им составлен русско-монгольский словарь (7 тысяч слов и выражений).
3. Составил «Словарь к «Родному слову» К.Ушинского.
4. Главная заслуга Р.Номтоева – «Тибетско-монгольский словарь», высоко оценный учеными Г.Ц.Цыбиковым, Ц.Дорж, Б.Ринченом, который опубликовал в Монголии этот словарь в 1959г.
1868г Ему принадлежат крупные переводы сочинений тибетских авторов и обширные комментарии к ним. Комментарии к шастре поведения «Капля питающая людей» Нагарджуны, называемый «Драгоценный прекрасный сосуд, наполненный эликсиром рашияны» Ринчена Номтоева.
1859гОказал помощь Давыдову составил этнографический труд «Описание быта и жизни Забайкальскуих бурят»
1889г Оказал помощь Г.Потанину в определении названий целебных растений Бурятии.
1889г Действительный член ИРГО
1907г Ринчен Номтоев перешел в иной мир.
Слайд 9
Научные труды ученого-филолога, востоковеда, педагога Р.Номтоева
Большой тибетско –монгольский словарь (один из самых полных)
Руководство по сельскому хозяйству
Самоучитель и русская азбука для учеников монголо-бурятских
Словарь к «Родному слову» К.Д.Ушинского
Грамматика монгольского языка
1 «Краткий словарь отличия монгольских букв»
2. «Водопад мелодичной речи, при помощи высшей религии просветившей Монголию»
3. «Мелодика монгольских букв в совокупности с конечным согласным звуком»
4. «Правила чтения на монгольском языке»
Работа по этнографии в помощь Д.П.Давыдову «Жизнь и быт забайкальских бурят»
Помощь в сборе и описание коллекции растений Забайкалья, составил бурятские и тибетские названия растений. что воплотилось в труде Потанина Г.Н.
«Бурятские названия растений»
Слайд 10
В 1859г Настоятель этого дацана Ринчен Номтоев. организовал приходское училище для обучение грамоте бурятских детей. Его заслуга в создании и ведении преподавательской деятельности была высоко оценена Главным смотрителем департамента образования Восточно-Сибирского округа Григорием Машинским о чем свидетельствует архивный документ
Тугну – Галтайский (Цолгинский) дацан
Педагогическая просветительская деятельность Р.Номтоева
Слайд 11
Этот документ свидетельствует о вынесении благодарности Ринчену Номтоеву - учителю Цулгинского Бурятского училища от Его превосходительства Исправляющего должность Военного Губернатора Забайкальской области Григорием Машинским
22 декабря 1860 г.
Слайд 12
Этот архивный документ свидетельствует о назначении Ширетуя Р.Номтоева исполнять обязанности учителя во вновь открываемом училище при Цолгинском дацане, штатным смотрителем училищ Верхнеудинского округа Григорием Машинским.
Слайд 13
Этот архивный документ свидетельствует о том , что Р.Номтоев выдержал экзамен и получил аттестат и право преподавания в приходском бурятском Цолгиском училище.
Слайд 14
Самоучитель «Русская азбука» опубликован в Казани в 1864г.
Архивный документ свидетельствующий о разрешении к напечатанию «Самоучителя» 4 мая 1863г генерал-губернатором Забайкальского областного управления.
Слайд 15
Уже тогда в середине 18 века Ринчен Номтоев использовал инновационную технологию слогового чтения, применяемую современными учителями для скорейшего обучения чтению младших школьников
Слайд 16
Упражнения в чтении по слогам (извлечение)
Не де-лай дру-го-му то-го, че-го се-бе не же-ла-ешь
Оор-тоо сэдь- хээ-гуй, hа-наа-гуй юу-мэ-еэ хун-дэ бу ху-сэ
Бо-га-тое пла-тье не сде-ла-ет не-веж-ду ум-ным
Го-е хуб-са-hан мун-хаг хун-дэ у-хаа нэ-мэ-хэ-гуй
Слайд 17
Гарай самбар дощечка для обучения монгольскому языку
Слайд 18
Литературное творчество писателя Р.Номтоева
«Эрдэни-йин сайн хумх-а»-«Прекрасный драгоценный сосуд»
комментарии к шастре поведения «Капля рашияна питающая людей». Венец писательской деятельности, очень большой труд к сожалению не завершенный. Здесь он использует жанр «намтар» - «жизнеописание» в которых ощущается влияние фольклора и тем не менее являющееся произведением литературы. Так как оно имеет реальные факты и является исторически обоснованным.
Произведение имеет структуру «Субхашит» - назидательных сентенций и комментарий к ним. 90 субхашит входит в данный труд, сказки, размышления, правила поведения, жизнеописания.
«Субхашиты» Р.Номтоев в широкой и доступной форме пропагандирует буддийские представления о нравственности. Которые актуальны и по сей день
«Чиндаманийн тулхиур» -сборник рассказов, притч, сказок, басен. Сюда включены рассказы из знаменитой индийской «Пачататры», пересказ содержания индийского эпоса «Рамаяна», данный сборник создан для написания
«Эрдэни-йин сайн хумх-а»
Перевод с тибетского языка десятой главы «Бодичарьяаватара» Шантидевы
Слайд 19
Четыре животных хотели выяснить свой возраст. Долго спорили и оказалось. Что куропатка старше всех она в клюве принесла семя дерева и посадила его, ухаживала за ним. И тогда звери согласились с ней и решили образовать пирамиду. Чтобы нарвать плодов с верхних ветвей. Так жили они в мире и согласии и страна не знала ни бед, ни страданий.
Как это актуально сейчас в свете событий в Южной Осетии.
Слайд 20
Заключение
Сегодня перед нами стоит задача:
1.Увековечить память о выдающемся сыне Эрхирикской земли
2.Представить материалы исследования для публичной экспертизы в Дабатуйскую администрацию с ходатайством об увековечивании памяти
3.Поставить памятник
4.Назвать одну из улиц его именем
5.Создать путеводитель по персоналиям знаменитых людей Эрхирика, где имя Р.Номтоева по праву займет свое место
6.Среди широкого круга людей, действительно популяризовать произведения писателя, ходатайствовать об издании книг Р.Номтоева. С этой целью издать в школе произведения писателя для младших школьников.
Итоги работы над проектом