Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Учебный диалог на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира как уровень образованности и функциональной грамотности современного школьника
Слайд 2
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард
Слайд 3
Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М.М. Бахтина и В.С. Библера
Слайд 5
Определяют термин самодетерминации как способность индивида к осуществлению и переживанию выбора.
Слайд 6
Текст, по Бахтину, может быть представлен в разных формах:
Слайд 7
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Слайд 9
Речь или речевая деятельность?
Слайд 10
«Развитие речи» и «развитие речевой деятельности»
Речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка.
Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.
обогащение словарного запаса
развитие связной речи (устной и письменной)
свободное общение в диалоге (умение спорить, доказывать…)
активность в диалоге
самостоятельность в суждениях
умение рефлексировать
Слайд 11
Структура любой деятельности человека
потребности и мотивы
действия, операции, входящие в способы достижения целей
цели
результат
Слайд 12
Учебный диалог
Субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.
тигр
лев
догонять
сильный
Слайд 14
Учебная задача
Возникает, когда в ходе практического действиях обнаруживается разрыв в практическом действовании, который может быть преодолён отысканием нового способа действия.
Характеризуется тем, что новый способ действования (понимания, мышления) является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.
Отличаются от любой другой задачи тем, что она направлена на получение особого результата, результат её решения – самоизменение.
Слайд 15
Конспект урока.Проект урока
1. Тема, цель, создать условия… (это делает педагог)..1. Ожидаемый результат: изменения, которые произойдут с детьми за время урока (поймут, примут, откроют и др.).
2. Каким образом делать?
Этапы урока…
3. Наполнение этапов учебным материалом..2. Что должен делать ребенок, чтобы с ним произошли изменения? (Вспомнить, столкнуться с противоречием, отделить знание от незнания, найти способ решения и др.).
4. Методы приёмы, техники…
5. Ожидаемый результат..3. Что должен делать учитель, чтобы свершились изменения? (методы, приёмы, техники…).
Это всё про учителя!.Особое внимание детскому действию!
Слайд 16
Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится. Т. Фуллер
Как? – актуальный вопрос нашего времени.
Как? – ответ на этот вопрос, раскрытие технологии.
Технология – путь к успеху.
Слайд 17
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
«проблемный»
- постановка проблемы
- поиск решения
«диалог»
- побуждающий
- подводящий
Слайд 18
ВИДЫ ДИАЛОГОВ
Побуждающий диалог
состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог
представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
+ Развивает творческое мышление.
+ Максимально близок к жизненным ситуациям.
- Ученики могут увести в сторону от темы.
- Невозможно рассчитать время на уроке.
+ Развивает логическое мышление.
+ Просчитывается по времени.
+ Ведёт к нужному результату коротким путём.
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Слайд 19
ПРОБЛЕМНО-дИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Формулирование темы урока (вопрос для исследования)
«Открытие» нового знания
Интерес к новому материалу, познавательная мотивация
Подлинное понимание учащимися материала
Слайд 20
Бытовой уровень
Научный факт
Слайд 21
Всё человеческое познание есть не что иное, как непрекращающийся процесс постановки и разрешения всё новых и новых задач, вопросов, проблем.
Слайд 22
Развитие познавательного интереса
Слайд 25
Читательская грамотность
Слайд 26
Текст – единство трёх сторон:
1) содержания;
2) структуры;
3) языковых средств.
Слайд 27
Спасибо за внимание!