Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения
в начальной школе Куликова Татьяна Михайловна Учитель начальных классов МБОУ «СШ №10»
Слайд 2
Работа с текстом
как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся
Слайд 3
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Слайд 4
Основные признаки функционально грамотной личности:
это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Слайд 5
Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Слайд 6
ЗАДАЧИ:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности;
Слайд 7
Логические приемы развития умения мыслить:
- анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация ,
умозаключение,
систематизация,
отрицание,
ограничение.
Слайд 8
Уровни логических приемов.
1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить 4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа) 6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Слайд 9
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Слайд 10
Навыки и умения:
-осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
-уметь извлекать информацию из разных источников;
-учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
-уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
-уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
-реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Слайд 11
Технология критического мышления
ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ ТРЕХ ЭТАПОВ
1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Слайд 12
1. Приём – «Чтение с остановками».
2. Приём «Синквейн».
3. Приём «Работа с вопросником»
4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
5. Приём «Мозговой штурм»
Слайд 13
6. Приём «Уголки»
7. Приём «Написание творческих работ»
8. Приём «Создание викторины».
9. Приём «Логическая цепочка».
Слайд 14
10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
1) Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Слайд 15
2. Игровая технология
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
Слайд 17
Сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.
«Древо мудрости»
Слайд 18
3. Информационно-коммуникационная технология
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).
Слайд 19
Личностно-ориентированная технология
Особенностями этой технологии являются:
• Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
• Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
• Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
• Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Слайд 20
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
1) личностные результаты –
сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты –
умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты -
уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
Слайд 21
(для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е.заниматься самообразованием
Слайд 22
Моя цель: воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Слайд 23
Спасибо за внимание!