Презентация - Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите для просмотра
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Распечатать
  • Уникальность: 93%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 135
  • Скачиваний: 41
  • Размер: 3 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!
Бесплатные баннеры для сайта
Читать онлайн!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 1

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе Куликова Татьяна Михайловна Учитель начальных классов МБОУ «СШ №10»

Слайд 2

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 2

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся

Слайд 3

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 3

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 4

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 4

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Слайд 5

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 5

Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Слайд 6

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 6

ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; - развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности;

Слайд 7

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 7

Логические приемы развития умения мыслить: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация , умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Слайд 8

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 8

Уровни логических приемов. 1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать  2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому  3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить  4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия  5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа)  6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Слайд 9

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 9

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Слайд 10

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 10

Навыки и умения: -осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); -уметь извлекать информацию из разных источников; -учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; -уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; -уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; -реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Слайд 11

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 11

Технология критического мышления ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ ТРЕХ ЭТАПОВ 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Слайд 12

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 12

1. Приём – «Чтение с остановками». 2. Приём «Синквейн». 3. Приём «Работа с вопросником» 4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». 5. Приём «Мозговой штурм»

Слайд 13

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 13

6. Приём «Уголки» 7. Приём «Написание творческих работ» 8. Приём «Создание викторины». 9. Приём «Логическая цепочка».

Слайд 14

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 14

10. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов 1) Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? 2) Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?

Слайд 15

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 15

2. Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

Слайд 16

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 16

«Древо мудрости»

Слайд 17

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 17

Сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.
«Древо мудрости»

Слайд 18

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 18

3. Информационно-коммуникационная технология Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).

Слайд 19

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 19

Личностно-ориентированная технология Особенностями этой технологии являются: • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Слайд 20

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 20
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой: 1) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения; 2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности; 3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

Слайд 21

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 21

(для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е.заниматься самообразованием

Слайд 22

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 22

Моя цель: воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.

Слайд 23

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, слайд 23

Спасибо за внимание!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)