Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе Учитель английского языка МБОУ СОШ Аннинский Лицей Салина Инна Геннадьевна 2022 г.
Слайд 2
В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность знакомства с культурой и традициями других стран, способствует развитию мышления, воображения и памяти. Владение иностранным языком в наши дни – одно из условий профессиональной компетенции. Мы знаем, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Слайд 3
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Слайд 4
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: · математическая грамотность; · финансовая грамотность; · естественнонаучная грамотность; · глобальные компетенции; · креативное мышление; · читательская грамотность. Проанализировав задания из учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) 2-4 классы, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Слайд 5
Математическая грамотность Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Например, задание из учебника для 3 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Слайд 6
Финансовая грамотность Способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств это спектр финансовой грамотности. Прошу обратить внимание на задания из учебника для 4 класса. Через выполнение упражнения № 2, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.
Слайд 7
Естественнонаучная грамотность При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации: - Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями) - Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны). - Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира). Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: - здоровье; - природные ресурсы; - окружающая среда; - опасности и риски; - связь науки и технологий.
Слайд 8
Примеры заданий из учебника для 4 класса.
Слайд 9
Глобальная компетенция Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Пример из учебника для 4 класса.
Слайд 10
Креативное мышление Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи. Пример упражнений из 2 и 3 класса
Слайд 11
Читательская грамотность Одно из направлений функциональной грамотности и базовое направление – это читательская грамотность. На уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Упражнения взяты из 3 и 4 класса
Слайд 12
Делая вывод, можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. В итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.