Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Современные приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов
МКОУ Протасовская ООШ
Муратова М.М.
Слайд 2
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
«Грамотность - базовая учебная
компетенция, позволяющая
человеку непрерывно учиться и
осваивать новое, получать доступ
к богатствам мировой и национальной
культуры и тем самым
расширять свой внутренний мир.
Грамотность определяет
способность и готовность человека к активном усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни».
Слайд 3
Цель: познакомить с приемами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами и технологиями работы по функциональному чтению;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Слайд 4
«Практические дела всегда говорят громче,
чем слова»
самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
обучение в сотрудничестве;
умение применять знания в жизни
Слайд 5
Что же такое функциональная грамотность?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Слайд 6
Содержание функциональной грамотности
читательская
компьютерная
информационная
Функциональная грамотность
математическая
финансовая
естественнонаучная
бытовая
Слайд 7
Практическая часть
Слайд 8
Приём «Урок без темы»
Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Слайд 9
Памятка Как работать с приемом "Кольца Венна" 1. Выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. Например, на уроке литературного чтения нужно сравнить героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая положительного и отрицательного героев сказок. Можно сравнить климат или растительный и животный мир разных климатических поясов. 2. Слушатели рисуют кольца и заполняют графы. 3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).
Отличия
Общее Отличия
Слайд 10
Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
Столица России - Париж или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Слайд 11
Метод «Вопросительного знака»
Когда? – почему сейчас хороший момент для реализации проекта
Почему? – стоит поддержать именно мою идею, мои преимущества
Кто? – рассказ о себе или о команде
Где? – условия и ресурсы
Как? – работает мой проект
Итог
Слайд 14
Заучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»
Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пёк Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега – из муки.
Слайд 15
Рассматривание мнемотаблицы
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Слайд 17
Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д. Тимашева (г. Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попробуем по теме «Существительное».
Слайд 18
Цвет ( символ) изображения.
Дети называют
ассоциацию
с термином
Слайд 19
Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Слайд 20
Методика «Шести шляп»
Белая – опора на факты (Какие факты мы точно знаем?)
Жёлтая – позитивное видение (Какая может быть польза или выгода?)
Чёрная – ожидание трудностей (Что может пойти не так?)
Красная – эмоции (Какие эмоции это взывает?)
Зелёная – креативный подход (Какие есть альтернативы? Что мы можем придумать?)
Синяя – организационная или итог (Как мы подойдём к решению?)
Слайд 21
Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Слайд 22
.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы
Слайд 23
«Визуализация»
Работа по картине:
Что происходит на картине?
Что из изображённого подтверждает твои слова?
Что ещё можно узнать?
Слайд 24
Приём «Фишбоун»
(рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.
Слайд 25
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. - Какие бывают растения?
1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель
Слайд 26
Приём "Займись синтезом"
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
Чем пахнет слово "учитель"?
Каково на ощупь число 7?
Какой вкус у сиреневого цвета?
Какая форма у среды (как она выглядит)?
Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Слайд 27
Метод «Фрукты» ( очистка фрукта)
Кожура - рисуем круг, раздаём стикеры, дети пишут, что видят на первый взгляд
Внутренность – два вопроса, ассоциация и эмоция
Ядро – ключевые мысли
Слайд 28
«Стратегия пазла»
Выбирается тема для обсуждения
Класс делится на команды по 5-6 человек
Тему делят на количество получившихся групп
Каждая группа изучает свой вопрос
Затем обобщают изученное и делают вывод
Слайд 29
Дерево- функционально грамотная личность.
Лейка- учитель.
Вода- педагогические технологии.
Яблочки- ключевые компетенции.
Слайд 30
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ