Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальная методическая конференция
педагогических работников образовательных организаций
муниципального района
«Педагог Таймыра – перезагрузка»
Современная образовательная технология на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях: «Творческая мастерская» Тематика: Опыт формирования функциональной грамотности обучающихся в урочной деятельности
Низовцева Дина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ТМК ОУ «Диксонская средняя школа»
Слайд 2
На что направлена используемая образовательная практика?
Слайд 3
Технология «творческая мастерская» помогает достичь основные цели и задачи филологического образования:
Слайд 4
Основная идея образовательной практики
Традиционный урок.Урок с использованием «творческая мастерская»
.Учитель , подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторённой дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределён. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна...В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику, ученик добывает знания, для достижения цели объединяет свои усилия с усилиями одноклассников.
В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить новую информацию,
а передать способы работы, будь то естественно- научное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследование исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др.
Как раз этого и требуют ФГОС нового поколения.
Слайд 5
Средства реализации
творческих мастерских
Слайд 6
Ожидаемые результаты, которые обеспечивает творческая мастерская
" Я учу своих учеников думать".
Из фильма «Ирония судьбы»
Игра «Станционный смотритель». Учащиеся за правильно выполненные задания получаются буквы, их которых должны составить пословицу о пользе чтения.
Слайд 7
Способы измерения результатов образовательной практики
Слайд 8
Этапы реализации образовательной практики. Алгоритм-схема педагогической мастерской.
Слайд 9
Полученные результаты в ходе реализации образовательной практики
Слайд 10
Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с судьбой поистине удивительного поэта – А.А. Фета. А начать урок хочется с необычного. Мы еще ничего не знаем о жизни и творчестве поэта. Но давайте попытаемся выдвинуть гипотезу о том, какие темы для своего творчества избирал, какие образы рисовал, какие чувства вызывал. Вашему вниманию предлагается романс на стихи А.Фета и несколько его стихотворений. Внимательно послушаем и затем поделимся друг с другом первыми своими впечатлениями: какие звуки услышите, какие образы увидите, о чем эти стихи, каким вы представили себе поэта.
Стихотворения А.Фета.Впечатления учащихся
Тихая звездная ночь
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
О, называй меня безумным! Назови…
Какая ночь! Как воздух чист….УСЛЫШАЛИ:
Музыкальность, тишину безмолвной ночи, тихий плеск речной волны.
УВИДЕЛИ:
Красоту природы и человеческого чувства. звездное небо, сияние луны и звезд…
ПОЧУВСТВОВАЛИ:
Волшебство и красоту природы. Страстность любящего человека. Прохладный ночной воздух. Покой и тишину спящей природы.
ОБРАЗЫ:
Лирический герой наслаждается одним мигом своей жизни. Состояние природы отражает внутреннее состояние лирического героя.
КАКИМ УВИДЕЛИ ПОЭТА?
А.Фет – тонкий лирик, глубоко чувствует красоту и величие природы.
Слайд 11
Аналитическая работа со стихотворением «Сияла ночь. Луной был полон сад»
• Что является темой стихотворения?
• Какие картины вы представляете, читая стихотворение? Свое представление отразите в виде схемы.
Ответ учащихся: «Живо представляется затемненная гостиная, а за её окнами – сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль вест раскрыт, и струны в нем дрожали…» Поэт рисует предмет и подталкивает наше воображение, заставляя нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы, читатели, благодарны поэту, что он заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений»
Представление стихотворения А.Фета
«Сияла ночь…» в виде схемы
Слайд 12
1группа.2 группа.3 группа
Путешествие Садко..Устаревшие слова. Словарная работа..Древний город Великий Новгород. Новгородское вече. Историческая справка.
План работы:.План работы:.План работы:
1. Определите основную линию, главные вопросы, способ представления.
2. Нарисуйте путь Садко и его дружины на карте мира.
3. Коротко рассказали о странах, через которые он проходил.
4. Задумайтесь над тем, как Садко попал из Ладоги в Золотую Орду..1. Определите основную линию, главные вопросы, способ представления.
2. Выберите из былины устаревшие слова, дайте их толкование, нарисуйте иллюстрации.
3. Свою работу оформите в виде небольшого толкового словаря устаревших слов..1. Определите основную линию, главные вопросы, способ представления.
2. Прочитайте статью, составьте план.
3. Расскажите о происхождении города Великого Новгорода, о его древних жителях.
4. Расскажите, как жили наши далёкие предки, чем занимались.
5. Особое внимание уделите развитию торговли, купеческому сословию.
6. Расскажите о новгородском вече.
Учащиеся представляют свои работы. Они должны продемонстрировать понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, осуществляют рефлексию и взаимооценку деятельности и результатов.
Слайд 13
Анализ стихотворения Б.Пастернака “Памяти Демона”:
- Какие ассоциации вызывает само название стихотворения? (мрачные, темные, воспоминания о страдающих героях М.Лермонтова).
Предлагаю ученикам, опираясь на теорию стихоцвета:
“раскрасить” отдельные звуки (буквы), определить цветовые тенденции. Помогает ли это постижению смысла поэтического текста? Работа может идти индивидуально или в группах, на карточках-текстах.
Теория стихоцвета:
А - густо-красный, Я - ярко-красный, О - светло-желтый или белый, Е - зеленый, Е - желто-зеленый, Э - зеленоватый, И - синий, Й - синеватый, У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю - голубоватый, сиреневый, Ы - мрачный темно-коричневый или черный.
Памяти Демона
Приходил по ночам В синеве ледника от Тамары, Парой крыл намечал, Где гудеть, где кончаться кошмару. Не рыдал, не сплетал Оголенных, исхлестанных, в шрамах. Уцелела плита За оградой грузинского храма. Как горбунья дурна, Под решеткою тень не кривлялась. У лампады зурна, Чуть дыша, о княжне не справлялась. Но сверканье рвалось В волосах, и, как фосфор, трещали. И не слышал колосс, Как седеет Кавказ за печалью. Пробирая шерстинки бурнуса, Клялся льдами вершин: Спи, подруга, лавиной вернуся.
Вывод: на первый взгляд мрачное и темное стихотворение оказывается “пестрым” (преобладает цвет красный, синий). Это помогает понять сложность чувств героя, мучительно страдающего от злобных деяний и все же свершающих их. Интересна следующая историческая справка. Это стихотворение написано под влиянием картин М.Врубеля (близкого друга семьи). Рассмотрите картины, соотнести их с нашими экспериментами? Удивительно, на живописном полотне преобладает палитра синих и красных цветов.
Слайд 14
Урок литературы по рассказу В.Распутина «Уроки французского» и «продукты» творчества: социальный проект.
Маршрутный лист участника проекта по теме
«Подарок главному герою рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»»
№п\п.Этапы проектной деятельности.Срок выполнения.Мои комментарии
1.Определение темы проекта..
2.Формулировка темы проекта..
3.Идея..
4.Составление плана деятельности..
5.Поиск источников в Интернете..
6.Обсуждение эскиза презентации. Изготовление слайдов..
7.Оформление презентации..
8.Подготовка выступления на защите проекта..
Слайд 15
Урок внеклассного чтения по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» и «продукты» творчества:
Фотографии открытого урока внеклассного чтения по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»
Слайд 16
Урок литературы по теме «Жизнь и творчество Марины Цветаевой и «продукты» творчества: творческий проект.
Я и мои ученики, принявшие участие в подготовке и проведении Литературной гостиной
Литературная газета,
посвященная М.Цветаевой
Портрет М.Цветаевой, выполненный одной из моих учениц.
Слайд 17
Изучение творчества А.С.Пушкина и «продукты» творчества: творческий проект.
Одна из стенгазет, выпущенная участниками литературной викторины по произведениям А.С.Пушкина.
Участники литературной викторины по произведениям А.С.Пушкина.
Слайд 18
Изучение творчества М.Ю.Лермонтова и «продукты» творчества: творческий проект.
Победители викторины «Тропа к Лермонтову» с призами: книги поэтов «серебряного века».
Выставка «К 205-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, подготовленная совместно с моими ученицами.
Слайд 19
Проблемы в реализации практики, пути их решения
Слайд 20
Ссылка на материалы практики, размещенные в сети Интернет
Школьная газета «Золотое перышко» https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/871229/
Мои уроки: https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/873879/
Исследовательские работы учащихся https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/693326/
Литературные проекты: https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/1182246/
Работы учащихся, участников Всероссийского конкурса `Познание и творчество` https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/1113923/
Выразительное чтение https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/1005604/
Анализ работы с одаренными детьми https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/1113931/
Маршрутные листы https://proshkolu.ru/user/dinairina5/folder/1182242/
Творческие работы учащихся: https://proshkolu.ru/user/dinairina5/file/6670450/