Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности
Формирование читательской грамотности
Cоставитель: Кречетова И.А.
Слайд 2
« Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К. Д. Ушинский.
В век информационных технологий на первый план с точки зрения востребованности выходит видеопродукция и компьютерные игры, а книги с их бесконечным потенциалом личностного и творческого развития не пользуются прежним спросом. Это, в свою очередь, обуславливает актуальность формирования читательской грамотности в рамках учебных занятий в школе. К тому же одной из основных целей обучения иностранному языку в школе согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования является сугубо практическая цель «формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации».
Слайд 3
Международная программа по оценке образовательных достижений, учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) дает следующее определение читательской грамотности: «способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества».
Слайд 4
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
Поиск и извлечение необходимой информации из текста.
Интерпретация и интеграция информации.
Осмысление и оценка прочитанного в тексте.
Для совершенствования вышеперечисленных компетенций существует множество приемов. Рассмотрим некоторые из них, которые я применяю во время учебных занятий для формирования читательской грамотности.
Слайд 5
Все современные технологии формирования читательской грамотности выделяют
3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения (Pre-reading)
Работа с текстом во время чтения (While-reading).
Работа с текстом после чтения (Post-reading)
Слайд 6
Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения антиципации, то есть умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача учителя: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Слайд 7
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, активизация знаний, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте.
Слайд 8
Предтекстовый этап и задания (Pre-reading tasks)
1.Создаём необходимый уровень мотивации.
Упражнение «Дерево ассоциаций».
Подобрать ассоциации к слову «Types of Art» («Типы искусства»).
Прогнозирование содержания текста по заголовкам и иллюстрациям.
(I expect to read about three kinds of art.)
Слайд 9
Приёмы:
«Прогноз по названию»
«Прогноз по ключевым словам»
«Мозговой штурм»
«Ориентация предвосхищения»
«Предваряющие вопросы»
«Глоссарий»
«Батарея вопросов»
«Рассечение вопросов» и др.
Слайд 10
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста (отдельных абзацев)
Анализ текста
Беседа по содержанию текста.
Выразительное чтение.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Слайд 11
Текстовый этап предназначен для проверки понимания его содержания и умения интерпретировать. Как правило, на данном этапе обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Можно также разнообразить это задание, попросив учащихся составить вопросы самим, далее использовать ответы в качестве плана для пересказа. Очень популярны задания на подтверждение или опровержение утверждений, а также подстановку пропущенных слов, фраз. При изучении грамматического явления, можно поставить перед обучающимися задачу найти в тексте изучаемый материал.
Слайд 12
Текстовый этап и задания (While-reading tasks)
1. Поисковое чтение. Read the text.
Давайте прочитаем тексты в сопровождении аудиозаписи и составим по 2 вопроса к каждому из них.
Откройте учебник на стр. 74-75. (Spotlight 9 класс)
Предполагаемые ответы :
1.Who was the creator of the miniature sculptures?
2.What did Willard Wigan make his tiny creations out of?
3.Who was Desmond Morris?
4.When did he hold an exhibition of ‘chimpanzee art’?
5.What was Banksy famous for?
6.Why do people want to keep his work on the wall of their buildings?)
Слайд 13
2. Ознакомительное и смысловое чтение. При этом учащиеся повторно читают текст для общего понимания содержания и выделения основной мысли.
Выделите по 3 факта в каждом из текстов, по вашему мнению отображающих основную мысль.
(Предполагаемые ответы :
Willard Wigan created miniature sculptures. He used strange materials like sugar crystals and grains of rice. When he was making the sculptures he had to slow his breathing and paint between heartbeats to keep his hands steady.
Congo was a chimpanzee painter and he did nearly four hundred paintings. He was a guest on the British television show Zootime. The famous artist Pablo Picasso owned one of his paintings.
Banksy is world famous for his graffiti which he paints on walls and buildings in cities around the world. He won an art award, but he was too modest to accept it and preferred to keep himself anonymous. A lot of people disapprove of his work because they think it is vandalism.)
Слайд 14
Изучающее чтение. Применение языковой догадки. Объясните значения выделенных слов. Работа с дефинициями.
miniature: very small copy of an object (миниатюрный)
the eye of a needle: the hole in a needle through which you put thread (игольное ушко)
tiny: extremely small (крошечный, очень маленький)
significant: important, meaningful (значительный)
carving: sculpting (резьба, вырезание)
hosted: presented (зд. которую ведёт)
impress: command admiration (впечатлять)
turn up: make oneself present somewhere (появляться)
remain anonymous: continue to be unknown (оставаться неизвестным)
vandalism: act of deliberately damaging other people’s property (вандализм)
remove: take away (удалять, уничтожать)
Слайд 15
Приёмы:
«Чтение вслух»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Чтение про себя с пометкой»
«Маркировка»
«Найди /выбери /прочти /соедини /вставь»
«Отредактируй перевод»
«Переведи» (Учащиеся работают в трех подгруппах с коротким текстом: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода).
Слайд 16
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
Творческие задания.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача учителя: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Слайд 17
На послетекстовом этапе проверяется понимание прочитанного, осуществляется контроль за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации.
Здесь удачно подойдут установки, побуждающие учеников активно участвовать в организованной дискуссии, например, такие, как доказать или опровергнуть утверждение, охарактеризовать персонажей, рассказать текст от чьего-либо лица, составить план текста, аннотацию, рецензию, изменить концовку, логически расположить фразы, нарисовать иллюстрации к тексту.
Слайд 18
Послетекстовый этап и задания (Post-reading tasks)
Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Which type of art:
Слайд 19
Приёмы:
«Редукция текста» Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений.
«Измени сюжет!» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию.
«Реклама» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.
«Изменение типа текста» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и представляют тематику текста в форме: рекламы, объявления, дневника, письма к другу.
Слайд 20
«Зашифруй текст» Учащиеся читают текст и составляют ЛСМ, кластер, таблицу, ментальную карту, затем пересказывают текст. На начальном этапе такая графическая кодировка информации может быть составлена с начальной подсказкой учителя, учащиеся лишь дополняют её.
«Придумай концовку текста!» Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.
«Преобразование» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.
«Два текста» Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем учащиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.
Слайд 21
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.
Слайд 22
С 2022 года использую нестандартные формы проведения уроков, внедряю сингапурские приемы, которые позволяют развивать у учеников навыки XXI века: эффективной устной и письменной коммуникации; критического и креативного мышления.
Сингапурская методика помогает: создавать интерактивные уроки; вовлекать в процесс обучения абсолютно всех учеников; сплотить весь класс и участников отдельных команд; создавать благоприятную и продуктивную среду на уроке.
Слайд 23
Обучающие структуры, которые интересны моим ученикам (сингапурская методика)
«Corners» (предтекстовый/текстовый/послетекстовый этап)
Учитель объявляет углы (от 2 до 5) и даёт время для размышления и выбора одного из углов в зависимости от поставленного вопроса. Ученики самостоятельно принимают решение, записывают свой выбор. По команде учителя ученики распределяются по углам и в углу образуют пары. В парах ученики объясняют друг другу свой выбор в рамках определённого учителем времени. Во время парной работы учитель проходит между парами и прислушивается к ответам. В конце учитель фронтально опрашивает несколько учеников из каждого угла, чтобы они услышали разнообразие точек зрения. (Например, тема «Путешествие в отдаленные уголки Африки». Названия углов: ОПАСНО, ВЕСЕЛО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО).
Слайд 24
«Continuous Round Robin» (послетекстовый этап)
Учитель задает тему/вопрос/проблему, чтобы ученики устно сгенерировали множество ответов (минимум 7-8). Ученики по кругу предлагают по одному ответу, пока все варианты не закончатся. (Например, текст «Жизнь в аэропорту Хитроу». Вопрос учителя: найти в тексте слова/словосочетания, указывающие на описание повседневной рутины в аэропорту).
Слайд 25
«Same But Different» (предтекстовый этап)
Учитель задаёт вопрос или задание ученикам и тут же устно или на доске исключает все популярные/известные/стандартные ответы, чтобы ученики их не использовали. Ученики генерируют нестандартные/креативные ответы, расширяя свои горизонты. (Например, текст написан с использованием времени Present Continuous. Вопрос учителя: зачем в образовании формы этого времени необходим вспомогательный глагол, обоснуйте свой ответ примерами из текста).
Слайд 26
Использование разных приемов и технологий работы с текстом на уроке английского языка позволяет внести элемент творчества в структуру учебного занятия и способствует поддержанию высокого уровня вовлеченности обучающихся в учебный процесс.
Рассмотрим некоторые приемы развития читательской грамотности, эффективность которых проверена на практике.
Слайд 27
«Ассоциации и предположения»
Обучающимся предлагается прочитать заголовок текста и подобрать к нему ассоциации, высказать свои предположения по поводу его возможного сюжета, опираясь на ключевые слова или иллюстрации. Можно расширить перечень вопросов в контексте интуитивного предвосхищения, развивая у обучающихся когнитивный интеллект.
К данному заданию можно добавить звуковое сопровождение для расширения ассоциативного ряда. Можно с успехом применять небольшие аутентичные автобиографические видеосюжеты, чтобы познакомить обучающихся не только с художественным произведением, но и с его автором.
Слайд 28
«Дефиниции» (на этапе снятия языковых трудностей, семантизации нового лексического материала)
Обучающиеся соотносят неизвестные иностранные слова, которые встретятся в тексте (обычно выделены), с их значениями/дефинициями. Если прямой перевод заменить толкованием, это способствует развитию понятийного мышления, которое позволяет видеть суть явления. Систематическая работа с дефинициями развивает понятийное мышление, позволяющее видеть суть явления, выделять существенные признаки и строить целостную картину мира.
Эффективно включает обучающихся в работу самостоятельное составление ими определений или использование в данных целях справочной литературы.
Слайд 29
«Кроссворд/филворд» (на предтекстовом этапе для ознакомления и освоения нового лексического материала и на этапе закрепления лексического материла)
Составить небольшой кроссворд с ключевыми словами, встречающимися в тексте, организовать парную или групповую работу. Решение кроссвордов помогает сосредоточиться, развить сообразительность. Это одна из любимейших головоломок, которая воспринимается учащимися, как игра, приятный сюрприз, несет в себе элемент соревнования, мотивирует и вовлекает обучающихся в работу. Кроссворды можно создавать самостоятельно. Для их создания подходит популярный интернет портал «onlinetestpad». С его помощью можно легко и быстро составить любой кроссворд, филворд, а также опрос, анкету обратной связи и т.д.
Слайд 30
«Интеллект-карты/майнд мэпс»
Основной принцип интеллект-карты заключается в том, что мы отказываемся от традиционной формы записи в чётком линейном порядке. Вместо этого используется радиальная. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. От центрального образа отводим ветви и записываем не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, запоминаемые.
Для создания интеллект-карт удобно и практично использую интерактивную доску. С ее помощью можно строится увлекательное занятие, организовывается командная работа, визуализируется любая изучаемая информация.
Слайд 31
Какие бы приемы ни использовались в учебной деятельности, работу над формированием читательской грамотности необходимо тщательно продумывать, проводить системно. Всегда должна быть возможность оценивания результатов во времени. Важно понимать, что ребенок со сформированной читательской грамотностью обладает важнейшими компетенциями, позволяющими ему успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, обладать рефлексивными умениями, обеспечивающими оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.