Презентация - Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка
Распечатать
  • Уникальность: 90%
  • Слайдов: 17
  • Просмотров: 657
  • Скачиваний: 65
  • Размер: 1.3 MB
  • Класс: 5
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка Волкова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 2

«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А. А. Леонтьев

Слайд 3

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 3
Функциональная грамотность в контексте национального проекта «Образование»
Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации: - усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путём развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития; - технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.
Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Слайд 4

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 4

Слайд 5

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 5

Слайд 6

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 6
Степень изученности проблемы Проблему функциональной грамотности исследовали на уровне философии образования Б. С. Гершунский, В. В. Мацкевич, С. А. Крупник; как аспект непрерывного образования С. А. Тангян, И. А. Колесникова; в контексте компетентностного подхода А. В. Хуторской, О. Е Лебедев, И. А. Зимняя, В. А. Калней, В. А. Козырев, И. В. Кузьмина, Л. А. Петровская, С. А. Писарева, А. П. Тряпщына; в контексте личностно-деятельностного подхода Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн; в контексте системного подхода А. Н. Аверьянов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. С. Леднёв, Ю. Г. Татур, Э. Г. Юдин. Проблема формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин, Ш. Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время А. А. Контримович, М. В. Паюнена (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О. Е. Лебедев, 2003) и др.

Слайд 7

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 7
Особенности заданий по формированию функциональной грамотности
Для формирования и оценки функциональной грамотности в международной практике используют специальный формат заданий. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.; 3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов) Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами / одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого вида функциональной грамотности, что позволит готовому к переменам учителю выходить на новое Качество образования.

Слайд 8

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 8
Примеры заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5 классе
Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021.
16. Определите стиль данного отрывка. Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.

Слайд 9

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 9
Задание 1. Выбери из предложенных вариантов заголовков наиболее подходящий. О Оружейная палата. О Шапка Мономаха. О Красивые узоры. О Происхождение шапки Мономаха. Задание 2. Какова основная цель данного текста? Выбери из предложенных вариантов наиболее подходящий. О Чтобы расширить кругозор читателя. О Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха. О Чтобы показать красоту шапки великого князя Владимира Мономаха. О Чтобы вызвать интерес к древнерусской истории.

Слайд 10

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 10
Задание 3. Воспользуйтесь предложенным текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа. Определите, можно ли на основе данной в тексте информации ответить на следующие вопросы? Отметьте «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
Можно ли на основе данной в тексте информации ответить на следующие вопросы?.Да.Нет
Известно ли место хранения древнего венца?.О.О
К какому году относится первое документальное известие о венчании на царство этим венцом?.О.О
Каким цветом были узоры, напаянные на шапку?.О.О
Можно ли сказать, какому историческому лицу принадлежит шапка Мономаха?.О.О
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.

Слайд 11

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 11
Задание 4. Воспользуйтесь предложенным текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа. Определите, какие высказывания соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют. Отметьте «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
Определите, какие высказывания соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют..Да.Нет
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей..О.О
Принято считать, что она восточной работы конца XIII..О.О
Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата..О.О
Её украшают соболиные меха..О.О
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.

Слайд 12

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 12
Задание 5. Воспользуйтесь текстом, расположенным справа, напишите свой ответ на вопрос.
Автор текста, рассказывая о шапке Мономаха, приводит её описание. Какие особенности древнего венца русских царей он называет?
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.

Слайд 13

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 13
Задание 6. Определите, воспользовавшись текстом, расположенным справа, фото шапки Мономаха
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.

Слайд 14

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 14
1) Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Задание 7. Сравните два текста, расположенных справа, определите, к какому стилю относится каждый из них.
О 1 – публицистический, 2 – научный. О 1 – научный, 2 – художественный. О 1 – официально-деловой, 2 – художественный. О 1 – научный, 2 – разговорный.
2) Владимир Мономах и его шапка В двенадцатый век мы заглянем без страха, К Великому князю войдём во дворец. Нам нужно узнать, почему Мономаху Дарована шапка как царский венец? Нас фраза одна за живое задела: О тяжести шапки в собольих мехах, О бремени власти, о бренности тела, О деле, что смысл сохранило в веках. Был князь собиратель, радетель, рачитель. Он Русь не давал растащить по кускам. Хозяин земли и, конечно, учитель... А значит, и шапка подходит к вискам. Не зря Византия её даровала, Увидев, как Русь возрождается вновь... Навек покорённою Русь не бывала, Ведь в жилах Руси – Мономахова кровь!

Слайд 15

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 15
1) Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Задание 8. Сравните два текста, расположенных справа, найдите во втором тексте дополнительную особенность древнего венца русских царей. Напишите свой ответ.
2) Владимир Мономах и его шапка В двенадцатый век мы заглянем без страха, К Великому князю войдём во дворец. Нам нужно узнать, почему Мономаху Дарована шапка как царский венец? Нас фраза одна за живое задела: О тяжести шапки в собольих мехах, О бремени власти, о бренности тела, О деле, что смысл сохранило в веках. Был князь собиратель, радетель, рачитель. Он Русь не давал растащить по кускам. Хозяин земли и, конечно, учитель... А значит, и шапка подходит к вискам. Не зря Византия её даровала, Увидев, как Русь возрождается вновь... Навек покорённою Русь не бывала, Ведь в жилах Руси – Мономахова кровь!
Шапка в собольих мехах

Слайд 16

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 16
1) Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата. О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века. Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения. Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Задание 9. Используя содержание двух текстов, расположенных справа, назовите синоним к слову «венец».
О Вершина. О Власть. О Предел. О Корона.
2) Владимир Мономах и его шапка В двенадцатый век мы заглянем без страха, К Великому князю войдём во дворец. Нам нужно узнать, почему Мономаху Дарована шапка как царский венец? Нас фраза одна за живое задела: О тяжести шапки в собольих мехах, О бремени власти, о бренности тела, О деле, что смысл сохранило в веках. Был князь собиратель, радетель, рачитель. Он Русь не давал растащить по кускам. Хозяин земли и, конечно, учитель... А значит, и шапка подходит к вискам. Не зря Византия её даровала, Увидев, как Русь возрождается вновь... Навек покорённою Русь не бывала, Ведь в жилах Руси – Мономахова кровь!

Слайд 17

Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка, слайд 17
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Реестр примерных программ: государственная информационная система. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia. 2. Боброва С. В. Комплекс кейсов по формированию функциональной (читательской) грамотности / [С. В. Боброва и др.]. – М. : Просвещение, 2022. – 302 с. 3. Задания по читательской грамотности / Открытый банк заданий [Электронный ресурс] // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/. 4. Ковалева Н. П. Подбор учебных заданий для формирования функциональной грамотности // https://infourok.ru/statya-podbor-zadanij-dlya-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-5118152.html?ysclid=la8pkezmse220270378. 5. Функциональная грамотность : теоретические понятия и эффективные стратегии : методические рекомендации / авт-сост. : Н. В. Чушникова. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. – 42 с.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.