Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка
Волкова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2
«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
А. А. Леонтьев
Слайд 3
Функциональная грамотность в контексте национального проекта «Образование»
Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:
- усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путём развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;
- технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.
Функциональная грамотность –
основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Слайд 6
Степень изученности проблемы
Проблему функциональной грамотности исследовали на уровне философии образования Б. С. Гершунский, В. В. Мацкевич, С. А. Крупник; как аспект непрерывного образования С. А. Тангян, И. А. Колесникова; в контексте компетентностного подхода А. В. Хуторской, О. Е Лебедев, И. А. Зимняя, В. А. Калней, В. А. Козырев, И. В. Кузьмина, Л. А. Петровская, С. А. Писарева, А. П. Тряпщына; в контексте личностно-деятельностного подхода Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн; в контексте системного подхода А. Н. Аверьянов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. С. Леднёв, Ю. Г. Татур, Э. Г. Юдин.
Проблема формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин, Ш. Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время А. А. Контримович, М. В. Паюнена (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О. Е. Лебедев, 2003) и др.
Слайд 7
Особенности заданий
по формированию функциональной грамотности
Для формирования и оценки функциональной грамотности в международной практике используют специальный формат заданий.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к
содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами / одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебно-познавательных задач.
Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого вида функциональной грамотности, что позволит готовому к переменам учителю выходить на новое Качество образования.
Слайд 8
Примеры заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся
на уроках русского языка в 5 классе
Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021.
16. Определите стиль данного отрывка.
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Слайд 9
Задание 1. Выбери из предложенных вариантов заголовков наиболее подходящий.
О Оружейная палата.
О Шапка Мономаха.
О Красивые узоры.
О Происхождение шапки Мономаха.
Задание 2. Какова основная цель данного текста? Выбери из предложенных вариантов наиболее подходящий.
О Чтобы расширить кругозор читателя.
О Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха.
О Чтобы показать красоту шапки великого князя Владимира Мономаха.
О Чтобы вызвать интерес к древнерусской истории.
Слайд 10
Задание 3. Воспользуйтесь предложенным текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа.
Определите, можно ли на основе данной в тексте информации ответить на следующие вопросы? Отметьте «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
Можно ли на основе данной в тексте информации ответить на следующие вопросы?.Да.Нет
Известно ли место хранения древнего венца?.О.О
К какому году относится первое документальное известие о венчании на царство этим венцом?.О.О
Каким цветом были узоры, напаянные на шапку?.О.О
Можно ли сказать, какому историческому лицу принадлежит шапка Мономаха?.О.О
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Слайд 11
Задание 4. Воспользуйтесь предложенным текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа.
Определите, какие высказывания соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют. Отметьте «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
Определите, какие высказывания соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют..Да.Нет
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей..О.О
Принято считать, что она восточной работы конца XIII..О.О
Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата..О.О
Её украшают соболиные меха..О.О
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Слайд 12
Задание 5. Воспользуйтесь текстом, расположенным справа, напишите свой ответ на вопрос.
Автор текста, рассказывая о шапке Мономаха, приводит её описание. Какие особенности древнего венца русских царей он называет?
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Слайд 13
Задание 6. Определите, воспользовавшись текстом, расположенным справа, фото шапки Мономаха
Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Слайд 14
1) Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Задание 7. Сравните два текста, расположенных справа, определите, к какому стилю относится каждый из них.
О 1 – публицистический, 2 – научный.
О 1 – научный, 2 – художественный.
О 1 – официально-деловой, 2 – художественный.
О 1 – научный, 2 – разговорный.
2) Владимир Мономах и его шапка
В двенадцатый век мы заглянем без страха, К Великому князю войдём во дворец. Нам нужно узнать, почему Мономаху Дарована шапка как царский венец? Нас фраза одна за живое задела: О тяжести шапки в собольих мехах, О бремени власти, о бренности тела, О деле, что смысл сохранило в веках. Был князь собиратель, радетель, рачитель. Он Русь не давал растащить по кускам. Хозяин земли и, конечно, учитель... А значит, и шапка подходит к вискам. Не зря Византия её даровала, Увидев, как Русь возрождается вновь... Навек покорённою Русь не бывала, Ведь в жилах Руси – Мономахова кровь!
Слайд 15
1) Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Задание 8. Сравните два текста, расположенных справа, найдите во втором тексте дополнительную особенность древнего венца русских царей. Напишите свой ответ.
2) Владимир Мономах и его шапка
В двенадцатый век мы заглянем без страха, К Великому князю войдём во дворец. Нам нужно узнать, почему Мономаху Дарована шапка как царский венец? Нас фраза одна за живое задела: О тяжести шапки в собольих мехах, О бремени власти, о бренности тела, О деле, что смысл сохранило в веках. Был князь собиратель, радетель, рачитель. Он Русь не давал растащить по кускам. Хозяин земли и, конечно, учитель... А значит, и шапка подходит к вискам. Не зря Византия её даровала, Увидев, как Русь возрождается вновь... Навек покорённою Русь не бывала, Ведь в жилах Руси – Мономахова кровь!
Шапка в собольих мехах
Слайд 16
1) Шапка Мономаха – самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.
О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII – начала XIV века.
Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.
Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.
Задание 9. Используя содержание двух текстов, расположенных справа, назовите синоним к слову «венец».
О Вершина.
О Власть.
О Предел.
О Корона.
2) Владимир Мономах и его шапка
В двенадцатый век мы заглянем без страха, К Великому князю войдём во дворец. Нам нужно узнать, почему Мономаху Дарована шапка как царский венец? Нас фраза одна за живое задела: О тяжести шапки в собольих мехах, О бремени власти, о бренности тела, О деле, что смысл сохранило в веках. Был князь собиратель, радетель, рачитель. Он Русь не давал растащить по кускам. Хозяин земли и, конечно, учитель... А значит, и шапка подходит к вискам. Не зря Византия её даровала, Увидев, как Русь возрождается вновь... Навек покорённою Русь не бывала, Ведь в жилах Руси – Мономахова кровь!
Слайд 17
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Реестр примерных программ: государственная информационная система. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia.
2. Боброва С. В. Комплекс кейсов по формированию функциональной (читательской) грамотности / [С. В. Боброва и др.]. – М. : Просвещение, 2022. – 302 с.
3. Задания по читательской грамотности / Открытый банк заданий [Электронный ресурс] // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/.
4. Ковалева Н. П. Подбор учебных заданий для формирования функциональной грамотности // https://infourok.ru/statya-podbor-zadanij-dlya-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-5118152.html?ysclid=la8pkezmse220270378.
5. Функциональная грамотность : теоретические понятия и эффективные стратегии : методические рекомендации / авт-сост. : Н. В. Чушникова. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. – 42 с.