Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование технологии критического мышления на уроках, окружающего мира и литературного чтения.
Учитель: Васильева Л.Н.
Слайд 2
Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.
Б. Паскаль
Слайд 3
Критическое мышление
Это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижении гипотез.
Слайд 4
Критическое мышление
Это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
Слайд 5
С позиции ученика:
- являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом;
- сравнивают полученные знания с другими работами в данной области и других сферах знания;
- проверять логику доказательств, делать выводы;
- самостоятельно принимать решения;
- конструировать новые примеры для использования теоретических знаний.
Слайд 6
С позиции учителя
использование исследовательских методов деятельности на уроке:
-развитие оценочного мышления,
-рефлексивной постановке цели урока,
-выявление проблемы,
- выдвижение гипотез,
-прогнозирование последствий своих решений.
Слайд 7
Принципы технологии «РКМЧП»
-активность субъектов в образовательном процессе;
-организация групповой работы;
- развитие навыков общения;
- формирование культуры продуктивного чтения;
-соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни.
Слайд 8
Три этапа урока
-подготовительный – стадия вызова;
-восприятие нового – стадия осмысления;
-присвоение информации – стадия рефлексии.
Слайд 9
Первый этап – ВЫЗОВ
Задачи:
-актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
-пробудить к ней интерес;
-активизировать обучаемого, дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
-структурировать последующий процесс изучения материала.
Слайд 10
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Задачи:
- получить новую информацию;
-осмыслить новую информацию;
-соотнести новую информацию с собственными знаниями;
-отследить процесс познания с собственным пониманием.
Слайд 11
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ (рефлексия)
Задачи:
-развивать умения выразить новые идеи и информацию собственными словами;
-осмыслить и обобщить полученную информацию на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
-проанализировать процесс изучения нового материала;
-выработать собственное отношение к изучаемому материалу и найти тему и проблему для дальнейшей работы (новый «вызов»).
Слайд 12
Приёмы развития критического мышления:
1) «Верите ли вы» или «Верные или неверные утверждения»
2) « Кластер»
3) «Инсерт»
4) « Дерево предсказаний»
5) «Таблицы, схемы»
6) «Чтение с остановками»
7) «Толстые и тонкие вопросы»
8) "Зигзаг" или "Отсюда – туда»
9) «Лови ошибку"
10) «Синквейн»
Слайд 13
Урок окружающего мира ( 2 класс)
Тема: «Реки».
Цель и задачи:
- сформировать понятие «река»;
-познакомиться с особенностями реки;
- научиться находить на карте важнейшие реки и уметь правильно показывать.
Слайд 14
Стадия вызова (Мотивационная функция - побуждение к работе с новой информацией)
Проблемная ситуация. (Между Леной и Мишей, как обычно возник спор: кто прав?)
- Она тихая, медленная, прозрачная.
- Она шумная, быстрая, мутная.
- То она широкая.
- То она узкая.
- О чем это?
Слайд 15
Стадия осмысления (получение новой информации) Таблица
Знаем.Хотим узнать.Узнаем
..
..
..
Слайд 16
Стадия осмысления (Мотивационная функция - побуждение к работе с новой информацией) Прием Кластер»
Части реки
правый и левый берега
исток
устье
русло
притоки
Слайд 17
Использование знаний на практике
Прием «Схема»
Задание: прикрепить правильно карточки с названиями частей реки (на доске нарисован схематический рисунок реки).
Слайд 18
Прием «Зигзаг» (работа в группах)
- Найдите реки лишь на одном материке (работа с картами на стр.130-135):
1. Европа – Волга, Дунай
2. Азия – Енисей, Лена
3.Африка – Нил, Конго
4. Северная Америка - Миссисипи
5. Южная Америка - Амазонка
Слайд 19
Рефлексия (обмен мнениями о новой информации)
(Обсуждаем записи, внесенные в таблицу)
Таблица «Знаем – Хотим узнать - Узнаем»
Слайд 20
Рефлексия (информационная – проверка новых знаний)
Прием «Верные и неверные утверждения»
1. Реки – это водоемы с течением от истока к устью. (+)
2. На карте реку изображают тоненькой синей лентой? (+)
3. Если ты плывешь по реке вниз по течению, то слева будет правый приток. (-)
4. Начало реки или ручья называется устьем. (-)
5. Реки питаются ручьями, подземными водами и осадками. (+)
6. Река Кама впадает в Волгу. (+)
Слайд 21
Рефлексия (мотивационная – побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
-Как отличить озеро от реки в природе и на карте?
-Это тема следующего урока.
Слайд 22
Рефлексия (эмоциональная)
1.Урок для меня показался коротким (длинным)
2.Мое настроение стало лучше (стало хуже)
3.Материал урока мне был понятен (не понятен)
4. - полезен (бесполезен)
5. - интересен (скучен)