Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Слайд 2
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский
Слайд 3
Цель данной технологии -
Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Слайд 4
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Слайд 5
Актуальностью технологии является:
проводить уроки в оптимальном режиме;
высокий уровень работоспособности обучающихся;
усвоение знаний в процессе постоянного поиска.
Слайд 6
Если сравнить…
ВЫЗОВ.Ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциацию по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
ОСМЫСЛЕНИЕ.На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
РЕФЛЕКСИЯ.На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Слайд 7
Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Слайд 8
Вызов
Приемы:
Верные, неверные высказывания
Ключевые слова
Перепутанные логические цепочки
Кластер
Таблица ЗХУ
Корзина идей
Дерево предсказаний
«Ромашка Блума»
Игра «Верите ли вы,что…»
Слайд 9
Осмысление
Кластер
Инсерт
Бортовой журнал
Фишбоун
«Шесть шляп»
Сюжетная таблица
Слайд 10
Рефлексия
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Синквейн
«Общее и уникальное»
Ассоциации
Слайд 11
Прием «Верные, неверные утверждения»
Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу. Учащиеся формулируют утверждения. Затем устанавливают, верны ли данные утверждения. Если согласны в графе ставят «+», если не согласны - «-». После знакомства с основной информацией возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность.
Слайд 12
Прием «Ключевые слова» Учащимся необходимо записать все имеющиеся знания о познавательном объекте.
.____________________________________________________________________________
.____________________________________________________________________________
Слайд 13
Прием«Перепутанные логические цепочки».
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Пронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца.
Венера
Земля
Юпитер
Меркурий
Марс
Сатурн
Нептун
Уран
Плутон
Слайд 14
Прием «Кластер»
В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Слайд 15
Окружающий мир
Природа
Живая
Неживая
Явления природы
Животные
Растения
Слайд 16
Русский язык
Часть речи
Изменяется по числам и падежам
Обозначает признак предмета
Имя
прилагательное
Является в предложении второстепенным членом предложения
Отвечает на вопросы какой? какая?
какое?
какие?
Слайд 17
Прием «Таблица ЗХУ»
Окружающий мир.
« Какие бывают растения?»
Что знаем.Хотим узнать.Что нового узнали
*Растения – часть живой природы.
*Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух.
*Растения нужны людям и животным..*На какие группы делятся растения?
*Что полезного в растениях?
*Интересные сведения.
*Как связаны растения с воздухом?
Как называется наука о растениях?.?
Слайд 18
Слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? В предложении являются второстепенным членом и подчёркиваются волнистой линией .
Слова, которые обозначают признак предмета,
отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Каким членом предложения являются и как подчёркиваются в предложении?
Слайд 19
Прием«Корзина идей »
Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
«Что такое погода?»
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
Подведение итогов работы групп.
На доске фиксируются все предположения и в конце урока подводится итог.
06.05.2021
Слайд 20
Прием «Дерево предсказаний»
Ствол – тема
Ветви – предположения
Листья – основания предположения
Слайд 21
Прием«Верите ли вы, что….»
Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предложения
-…ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
Слайд 22
Прием «Инсерт»
«V» -
уже знал.«+» - новое для меня.«-» - думал иначе.«?» -
не понял, есть вопрос
Имя
существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на
вопросы
кто? или что?
Имена существительные бывают
мужского,
женского или
среднего рода..В русском языке
шесть падежей: именительный,
родитель
ный,
дательный, винитель
ный, творительный,
предлож
ный..Есть имена существи
тельные, которые не склоняются: пальто,
метро, радио,
кино,
шоссе..Имена
Существитель
ные
изменяются
по падежам.
Маркировка текста значками по мере его чтения.
-V» - уже знал;
«+» - новое для меня;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопрос.
Слайд 23
Прием«Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы_____________________________
Что мне известно по данной теме?.Что нового я узнал из текста?
Слайд 24
Прием «Сюжетная таблица» Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка»
Кто?.Что?.Когда?.Где?.Почему?
Бобка.Порвал штаны.Однажды.На заборе.Зацепился
Мама.Ругала.Увидела..
Ребята....
Бобка....
Слайд 25
Прием «Фишбоун»
Причина
Причина
Проблема
Вывод
Факты
Факты
Слайд 26
Прием «Синквейн»
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Слайд 27
Прием «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«тонкие» вопросы.«толстые» вопросы
Тонкие вопросы – требуют фактического ответа.Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа
Слайд 28
Приём «Шесть шляп»
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.
Используйте материал учебника на стр. 84-85.
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Слайд 29
«Ромашка Блума»
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Практический вопрос
Простой вопрос
Вопрос интерпретация
?
Уточняющий вопрос
Творческий вопрос
Оценочный вопрос
Слайд 30
Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия новой информации; - повышение познавательного интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности; - умение критически думать и мыслить; - умение работать в сотрудничестве с другими, общение на доступном уровне; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд 31
Желаю успехов в использовании ТРКЧМ!
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!