Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Использование технологии критического мышления в начальной школе»
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39 п. Дальнее Поле
Конкурсное задание
«Методическое объединение»
Бездудная Елена Николаевна
Слайд 3
Цель и задачи методического семинара
Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах для формирования УУД обучающихся.
Задачи:
Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД обучающихся.
Слайд 4
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. В процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:
различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий.
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России.
Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Технология развития критического мышления позволяет:
организовать самостоятельную работу на уроке;
вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой
деятельности;
повышать уровень самоорганизации обучающихся;
овладевать рациональными приемами самообразования;
стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.
Слайд 5
Основная идея технологии развития критического мышления –
создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 6
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени
работы над ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 7
Приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах открытого урока
-«Классификация геометрических фигур»;
-«Составление пословицы»;
-«Кластер»;
-«Синквейн»;
-«Зашифрованное слово»;
-«Конструирование»;
-«Исследование пространственных фигур»;
-«Построение плоской фигуры на листе бумаги, а после ее превращение в объемную»;
-«Нахождение подобной фигуры в окружающем мире»;
-«Сравнение фигур»;
-«Верные - неверные утверждения».
Слайд 8
8
1. Доклад на тему: «Урок в начальной школе с использованием ТРКМ» на школьном МО учителей начальных классов. Материал опубликован в электронном СМИ
(web-адрес публикации: http://www.proshkolu.ru/user/325elena523/
http://nsportal.ru/bezdudnaya-elena-nikolaevna).
2. I Всероссийский ежегодный педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка в соответствии с ФГОС". Урок разработан с применением технологии ТРКМ (диплом победителя -3 место (сайт «Продленка»).
3. Методический семинар на тему: « Использование технологии критического мышления в начальных классах»
Слайд 11
11
1. Доклад на тему: «Урок в начальной школе с использованием ТРКМ» на школьном МО учителей начальных классов. Материал опубликован в электронном СМИ
(web-адрес публикации: http://www.proshkolu.ru/user/325elena523/
http://nsportal.ru/bezdudnaya-elena-nikolaevna).
2. I Всероссийский ежегодный педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка в соответствии с ФГОС". Урок разработан с применением технологии ТРКМ (диплом победителя -3 место (сайт «Продленка»).
3. Методический семинар на тему: « Использование технологии критического мышления в начальных классах»
Слайд 12
Результативность на уроке:
Внимание на уроке
Снижает утомляемость, напряжение
Самовыражение
Творчество
Социальная адаптация
Слайд 13
Результативность опыта
Работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дала положительный эффект.
Слайд 14
Результативность опыта
Слайд 15
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
в данной технологии.
Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
Неправильное понимание стратегий и методов.
Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
Сложность в подборе материала (из разных источников).
Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
Большие моральные, временные и материальные затраты.