Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
1
Урок русского языка в 8 классе Тема: "Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи"
Слайд 3
3
Чем отличаются тексты?
а) Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много. (М.Горький)
б) Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
Слайд 4
4
Охарактеризуйте схемы
Какой?
х
1. СУЩ., причастный оборот, …
Какой?
х
Причастный оборот СУЩ.
Какой?
х
3. Причастный оборот, ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
Слайд 5
5
Что делая?
х
1. ГЛАГОЛ, деепричастный оборот,…
- . - . - . - . - . - . - . - . - . -
Что сделав?
х
2. …, деепричастный оборот, ГЛАГОЛ
- . - . - . - . - . - . - . - . - . -
Охарактеризуйте схемы
Слайд 6
6
Марина Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины, - (1)
А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская…
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные (2)эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
23 мая 1920 г.
Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Слайд 7
7
Задания к стихотворению М.Цветаевой «Кто создан из камня…»
1. Укажите, какой из стилистических приемов выделен в первом предложении
1) Анафора
2) Параллелизм
3)Рефрен
2. Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (2)?
1) метафора
2) эпитет
3) градация
3. Запишите словообразовательную цепочку
слова БЕСПУТНЫЙ
ПУТНЫЙ
ПУТЬ
Слайд 8
8
Максимилиан Волошин
Р…внина вод колыш….тся широко(1)
Обведена серебря….ой каймой*.
Мутится мыс* (2) зубчатою стеной(3)
Ступив на зыбь* (4) расплавле….ого тока.
Тума…ый день раскрыл златое око(5)
И бледный луч (6) расплеска…ый волной(7)
Скользит(8) дробясь (9)над мутной глубиной,-
То колос дня от пажитей* востока…
Слайд 9
9
Задания по стихотворению
Укажите лексическое значение слов:
Кайма –
Мыс –
Зыбь –
Пажить -
отличающаяся по цвету полоса на краю ткани
часть суши, выдающаяся острым углом в море
легкая рябь на воде
пастбище, на котором пасется скот
Слайд 10
10
Задания по стихотворению
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1) 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9
2) 1, 2,4, 5, 6, 7, 8
3) 1, 3, 5, 6, 7, 8
Слайд 11
11
Максимилиан Волошин
Равнина вод колышется широко,
Обведена серебряной каймой.
Мутится мыс , зубчатою стеной
Ступив на зыбь расплавленного тока.
Туманный день раскрыл златое око,
И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь, над мутной глубиной,-
То колос дня от пажитей востока…
Слайд 12
12
Задания по стихотворению
Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ во втором четверостишии?
туманный день
златое око
бледный луч
луч расплесканный
над мутной глубиной
5
Слайд 13
13
И.К.Айвазовский
И.К.Айвазовский "Море. Коктебель" 1853г.
Слайд 14
14
На картине Айвазовского изображено раннее утро после ……………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,………………………………, и людей,……………………… Зритель,……………………………,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,…………………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки.
Распространите текст причастными и деепричастными оборотами
Слайд 15
15
Домашнее задание
Придумайте продолжение истории, изображенной на картине И.К.Айвазовского "Девятый вал". На обратной стороне опорной карты запишите свою историю, состоящую из 10-12 предложений, осложненных обособленными причастными и деепричастными оборотами.