Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Буквы о и а на конце наречий
Слайд 2
На конце наречий может писаться о или а.
о
а
наглухо
засветло
досрочно
слева
досуха
искоса
Слайд 3
Правописание о, а на конце наречий
зависит
от приставок
от способа образования
Слайд 4
Приставки
пишется только О
пишется
О или А
в-
на-
за-
из-
до-
с-
Слайд 5
В наречиях с этими приставками пишется только О.
Без проблем!
в-
на-
со-
за-
влево
насухо
созвучно
засветло
Слайд 6
В наречиях с этими приставками может писаться О или А.
Проблемные приставки!
из-
до-
с-
досрочно
досыта
изнеженно
издалека
Слайд 7
Правописание о, а на конце наречий
зависит
от приставок
от способа образования
Слайд 8
из-
до-
с-
а
если наречие образовалось от беприставочного прилагательного
о
если у прилагательного уже была приставка
Слайд 9
достойн…
досух…
Сравним два слова
сухой
достойный
а
о
В первую очередь проверяем, от чего образовано наречие!
Слайд 10
Но запомнить все приставки все равно. довольно сложно
в-
на-
со-
за-
из-
до-
с-
О ?
А?!
Как различить?!
Слайд 11
в-
на-
со-
за-
из-
до-
с-
Окно спешит на помощь!
Кто поможет?!
Окно?!
Слайд 12
Слово окно
позволяет проверить,
после каких приставок пишутся О и А
Потому что наречия ведут себя точно так же, как слово «окно» с предлогами.
Это как?
Слайд 13
издавн…
окно
из
окна
а
Из окна вылетела стрекоза.
Слайд 14
досух…
окна
до
а
Шарик не долетел до окна.
Слайд 15
вправ…
окно
в
о
В окно выглянул мальчик.
Слайд 16
наглух…
окно
на
о
На окно поставили решетки.
Слайд 17
доверительн…
окна
до
о
Сюрприз!
Образовано от прилагательного с приставкой!
доверительный
Всегда проверяем!!
Слайд 18
Но это трудно!
Есть другой способ!
Слайд 19
в-
на-
за-
о
занаво
с-
до-
из-
а
досиза
Только для наречий, образованных с помощью приставки!
Слайд 20
Так как мы определяем, о или а?
Есть несколько способов!
Слайд 21
Проверьте себя!
Наречие образовано суффиксальным способом:
досрочно← досрочный; исправно ← исправный
2. Образовано приставочно-суффиксальным способом:
3. Взять слово окно с таким же предлогом, как приставка у наречия, то можно определить, какой суффикс: О или А – надо писать на конце слова: из окна - издавна
ДО
С
ИЗ
А
ЗА НА В
О
Слайд 22
213. Запишите наречия в составе словосочетаний или предложений. Вставьте пропущенные буквы.
Сгоряч.., дочист.., затемн.., вправ…, направ.., справ.., замертв…, издавн.., наглух.., издалек.., досух…
Слайд 23
Упражнение 214.
Образуйте приставочно-суффиксальным способом и запишите все возможные наречия с суффиксами – О, - О от прилагательных левый, сухой, долгий, давний, чёрный, простой. Выделите морфемы, которые участвовали в образовании наречий.
Слайд 24
215. Образуйте наречия с суффиксами – о и – е от указанных прилагательных. Каким способом образования вы воспользуетесь?
Искренний, сердечный, задушевный.
Вежливый, учтивый, корректный, любезный, тактичный, деликатный.
Настойчивый, упорный, напористый.
Средний, посредственный, заурядный.
2. Какой суффикс употребляется после твёрдых согласных, а какой –
после мягких? Выделите этот суффикс.
3. Как называются слова каждого ряда? С любыми наречиями-
синонимами составьте словосочетания глаг. + нареч.
х
Слайд 25
216. Замените словосочетания наречием. Составьте с ними предложения. Подчеркните наречия как члены предложения
Прежде, в самом начале, раньше чего – нибудь – (?)начала; легко и просто, без труда – (просто; опять, ещё раз – (?)нова; быстро, торопливо – (?)скоро; надменно, высокомерно – (?)высока; в правую сторону – (?)право; иногда, нечасто – (?)редка; чисто, до белизны – (?)бела; начисто, окончательно – (?)бело.
Слайд 26
218. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание. Подчеркните наречия как члены предложения.
1) Сначал.. подумай, потом отвечай. 2) Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. 3) Снов.. Тучи надо мною собралися в вышине. 4) Самгин искос.. взглянул на жену. 5) Лишь изредк.. Телега стучит по мостовой. 6) Я рассчитывал, сойдя с поезда, что успею засветл.. Добраться до деревни. 7) Напилась земля досыт… 8) Обстоятельства разлучили их надолг…
Слайд 27
Домашнее задание.
§ 39, с. 154 – 155,
Упражнение 217: заполнить таблицу своими примерами.
Слайд 28
Рефлексия.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _____________________________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) _____________________________________________________
Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) _____________________________________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) _____________________________________________________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) _____________________________________________________
Осталось непонятным (что?) ______________________________________________________
Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ______________________________________________________