Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Буквы о, е после шипящих на конце наречий
Слайд 2
Сегодня мы…
вспомним хорошо знакомую орфограмму
применим ее к наречию
сформулируем правило
Слайд 3
Шипящие
о
е
певуч…
блестящ…
горяч…
зловещ…
Слайд 4
Правописание о, е после шипящих
– известная орфограмма.
Существительное
Прилагательное
Глагол
Слайд 5
бережок
камешек
Правописание о, е после шипящих
в существительных
Под ударением – о,
без ударения ‒ е.
Кроме нескольких
исключений
Слайд 6
Правописание о, е после шипящих
– известная орфограмма.
Существительное
Прилагательное
Глагол
Слайд 7
камышовый
ключевой
Правописание о, е после шипящих
в прилагательных
Под ударением – о,
без ударения ‒ е.
Слайд 8
Наречие любит повторять
за другими частями речи.
Слайд 9
наречие
Слитное и раздельное написание НЕ
существительное
ненастье
неволя
не вежливость, а грубость
ненастно
невольно
не вежливо, а грубо
Слайд 10
наречие
Одна и две буквы Н
прилагательное
письменный
тщательный
негаданный
письменно
тщательно
негаданно
Слайд 11
наречие
Буквы о, е после шипящих
прилагательное
существительное
О под ударением!
Е без ударения!
Слайд 12
О
ударение
Под ударением пишем О, без ударения – Е.
хорошо
общо
нагишом
Слайд 13
Е
ударение
Под ударением пишем О, без ударения – Е.
тягуче
жгуче
вызывающе
Слайд 14
В правиле есть
только одно исключение!
ещё
Слайд 15
Из А.С. Пушкина
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно…
Слайд 16
Проверим себя!
певуче
блестяще
горячо
зловеще
…
…
…
…
Слайд 17
Проверим себя!
Дедушка выглядел молодо и свеж...
о.
Аня отвечала на уроке блестящ...
е.
Мы ещ… успеем на автобус.
ё
Собака рычала угрожающ...
е.
Слайд 18
Буквы о, е после шипящих на конце наречий
О
Е
под ударением
ещё
без ударения
исключение
Слайд 19
208. Проанализируйте примеры. Какое правило написания о, е они иллюстрируют? В каких частях речи? В каких морфемах? Сформулируйте правило.
береж к
реч нка
крыльц м
с душ й
о
/
овраж к
реч нька
корытц м
под душ м
е
грош вый
свинц вый
больш го
чуж го
о
/
плюш вый
ситц вый
хорош го
свеж го
е
Слайд 20
209. Прочитайте наречия вслух. Выпишите сначала наречия с ударной конечной гласной, а затем с безударной. Сформулируйте выводы.
Хорошо/,
ужаса /юще,
горячо/,
тягу /че,
общо/,
жгу /че
На конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения – е.
Исключение: ещё
Слайд 21
210. 1) от данных слов с помощью суффиксов о, е образуйте наречия. Расставьте ударения. Объясните правописание суффиксов.
Блестящий, похожий, хороший, зловещий, горячий, свежий, неуклюжий, общий.
Слайд 22
210. 2) какие из образованных вами наречий являются синонимами к выделенным словам? Запишите словосочетания с этими наречиями.
Выступать великолепно, превосходно, замечательно.
Страстно, азартно, темпераментно спорить.
Смотреть зло, не по-доброму, с угрозой.
Слайд 23
Тесты.
Задание №1.
Вопрос:
Отметьте правдивые и ложные высказывания
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ на конце наречий после шипящих всегда пишется е
__ на конце наречий после шипящих всегда пишется о
__ на конце наречий после шипящих под ударением пишется е
__ слово ещё - единственное исключение из правила о правописании о, е после шипящих на конце наречий
Задание №2.
Вопрос:
Выберите наречия, на конце которых пишется е
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) горяч...
2) певуч...
3) блестящ...
4) строжайш...
Слайд 24
Тесты.
Задание №3.
Вопрос:
В каких случаях мы напишем в наречии после шипящего О?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) хорош...
2) лучш...
3) хуж...
4) свеж...
Задание №4.
Вопрос:
Найдите наречие, на конце которого после шипящего мы напишем Ё.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) общ...
2) ещ...
3) тягуч...
4) неуклюж...
Слайд 25
Тесты.
Задание №5.
Вопрос:
Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Горько, горько, а ещё бы столько.
2) Что русскому хорошо, то немцу смерть.
3) На тебе, Боже, что нам негоже.
4) Куй железо, пока горяче.
Задание № 6.
Вопрос:
Отметьте предложения с ошибками
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Вася неуклюже уселся в кресло.
2) Он смотрел на людей спокойно и понимающе.
3) Вдруг управляющий певучо заговорил.
4) Под вечер на улице сделалось свеже.
Слайд 26
Тесты.
Задание № 7.
Вопрос:
Отметьте ряды, в которых не сделано ни одной ошибки.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) чёрточка, бережот, общо
2) товарищем, ковшовый, певуче
3) жонглёр, раздражающе, обручем
4) растушовывать, крыжёвник, строжайше
Задание № 8.
Вопрос:
Сопоставьте наречия с другими частями речи, в которых о-, е- после шипящих пишется так же
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) сургуч...м
2) стереж...т
3) кольц...вой
__ вызывающ...
__ общ...
__ ещ...
Слайд 27
Тесты.
Задание 9.
Вопрос:
Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько "е" после шипящих в ней нужно написать? Ответ укажите числом.
Он выступал горяч..., но говорил очень общ..., неч...тко, разж...вывал всё в порош...к, да ещ... и руками размахивал неуклюж..., так что получилось отнюдь не блестящ... .
Изображение:
Запишите число:
___________________________
Задание 10.
Вопрос:
Четыре ученика заспорили по поводу строчек известной детской песни "Пусть бегут неуклюж... пешеходы по лужам".
- Надо написать "неуклюжо", потому что это лучше всего рифмуется с "лужам"! - настаивал Дима.
- Лучше всего с "лужам" рифмуется "неуклюжам". Так и надо писать! - возразила Алиса.
- Нет, "неуклюже"! Это наречие, и ударение падает не на последний слог! - обиделась Оля.
- А лучше всего - "неуклюжи", потому что это прилагательное, - заметил Артём.
Кто прав?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Дима
2) Алиса
3) Оля
4) Артём
Слайд 28
Ответы.
1) (2 б.) Верные ответы:
Нет;
Нет;
Нет;
Да;
2) (2 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 4;
4) (1 б.) Верные ответы: 2;
5) (3 б.) Верные ответы: 4;
6) (2 б.) Верные ответы: 3; 4;
7) (3 б.) Верные ответы: 2; 3;
8) (3 б.) Верные ответы:
1;
1;
2;
9) (3 б.): Верный ответ: 2.;
10) (3 б.) Верные ответы: 3;
Слайд 29
Домашнее задание.
§ 28, с. 153.
Упражнение 211.
Слайд 30
Рефлексия.
-Я сам не смог справиться с затруднением.
-У меня не было затруднений.
-Я только слушал предложения других.
-Я выдвигал идеи.
Выбери верное утверждение